Индекс
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Вопрос 6
Вопрос 7
Вопрос 8
Вопрос 9
Вопрос 10
Вопрос 11
Вопрос 12
Вопрос 13
Вопрос 14
Вопрос 15
|
АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ КАК ПЕРВАЯ ФОРМА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Созданная древними греками и древними римлянами
цивилизация, - просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения
Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не
только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру
выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа.
Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций:
западноевропейской и византийско-православной.
Именно античная цивилизация окончательно преодолела в
своем культурном развитием рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и
Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила “логику вещей” от “логики слов
и мыслей”, утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах
человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.
Историческая заслуга поздней древнегреческой
мифологии состояла в выработке такого представления о Космосе, которое
служило важной предпосылкой возникновения рационального познания мира.
Космос осознавался древними греками как материальное, организованное, и в
то же время одухотворенное, живое целое, образовавшееся из стихии
неорганизованного хаоса. Космос, или Вселенная, представлялись как
гармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое. Это целое
находится в состоянии постоянного становления, изменения. Периодически
космос способен превращаться в хаос и вновь возрождаться.
Не боги создавали космос, а космос создал из себя
богов – с таким мировоззренческим представлением завершалось
мифологическое сознание. И этим же представлением оно открывало дорогу для
возникновения рационального познания природы. С появлением такого
вещественно-телесного, пластического образа космоса до возникновения
рационального отражения естественных закономерностей мира остался только
один шаг. В Древней Греции такой шаг был осуществлен в начале VI в. до
н.а. Именно в это время в древнегреческой культуре завершается отделение
объекта и субъекта , возникает теоретическая проблема отношения человека и
мира, познания законов природы, ее структуры, организации бытия.
Представителями Милетской школы была сформулирована
исторически первая и наиболее фундаментальная проблема – проблема того
первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они
превращаются.
В свою очередь, вопрос о субстанции, первоначале мира
стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил
сформулировать представление о процедуре обоснования знания. Формой такого
представления явилась идея математического доказательства.
Милетская школа - это еще натурфилософское познание
мира, естественнонаучное и философское познание здесь еще не разделились в
полной мере. Философская и естественнонаучная картины мира здесь
формируются в тесном единстве.
В конце VI в. до н.э. центр научной мысли Древней
Греции перемещается с Востока средиземноморского мира на его Запад. В
городе Кротоне сложилась, по-видимому, первая (из известных нам) в истории
человечества научно-философско-религиозно-политическая школа:
Пифагорейский союз. Пифагорейский союз просуществовал с конца VI в. до
середины IV в. до н.э. и оказал громадное влияние на развитие
древнегреческой культуры, науки, философии. При этом он активно вмешивался
и в политическую жизнь италийских полисов. Основателем Пифагорейского
союза был Пифагор (ок. 580-500 г.г. до н.э.). Пифагорейцы были первыми в
Древней Греции, кто научился распознавать на небесном своде планеты,
отличать их от звезд. Пифагорейцы заложили основы такого представления о
мире и его познании, в соответствии с которым математические знания (о
числах и их отношениях) являются важнейшим условием, ключом к познанию
природы. Начиная с Пифагора, в истории культуры развивается установка на
широкое развитие математических исследований.
Основы двух исторически первых естественнонаучных
программ познания природы в античной науке закладывают Демокрит и Платон.
Одной из вершин античной культуры являлось
атомистическое учение Демокрита (ок.460-370 г.г. до н.э.). Демокрит –
основоположник античного материализма.
У Платона все бытие пронизано числами, числа – это
путь к постижению идей, сущности мира. Он считал, что только занятия
математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных,
абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире
земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, т.к.
является приблизительным, неточным и лишь вероятным. Только познание мира
идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой
научного, достоверного познания. Математическими образами и аналогиями
пронизана вся философия Платона.
Историческая заслуга Аристотеля перед естествознанием
состоит и в том, что он впервые закладывает систему знаний о природе –
физику. Центральное понятие аристотелевской физики – понятие движения.
Аристотель разрабатывает первую историческую форму учения о движении –
механику. Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия в
природе пустоты. ("Природа не терпит пустоты"). Введение такого
представления означало, что Аристотель строит континуальную картину мира,
принципиально противоположную атомистической, дискретной картине мира
Демокрита. В гидростатике Архимед открывает закон, носящий его имя, и
теоретически его доказывает.
Важнейшее различие между современным естествознанием и античной
натурфилософией заключается в характере применяемых ими методов. Если в
античной философии достаточно было обыденного знания природных
явлений, чтобы делать заключения из основополагающего принципа,
характерная особенность современной науки состоит в постановке
экспериментов, т. е. конкретных вопросов природе, ответы на которые
должны дать информацию о закономерностях. Следствием этого различия в
методах является также и различие в самом воззрении на природу.
Внимание сосредоточивается не столько на основополагающих законах,
сколько на частных закономерностях. |