Индекс
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Вопрос 6
Вопрос 7
Вопрос 8
Вопрос 9
Вопрос 10
Вопрос 11
Вопрос 12
Вопрос 13
Вопрос 14
Вопрос 15
|
СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
За 2,5 тыс. лет своего существования наука
превратилась в сложное, системно организованное образование с
четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного
знания являются:
·
твердо установленные факты;
·
закономерности, обобщающие группы фактов;
·
теории, как правило, представляющие собой знания системы
закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
·
научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности,
в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие
взаимное согласование.
Главная опора, фундамент науки — это, конечно,
установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены
многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и
т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это — эмпирический, т. е.
опытный базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно
возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому
обобщению, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность
фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий
эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно
наблюдаемые явления.
Проблема различения двух уровней научного познания —
теоретического и эмпирического (опытного) возникает из специфической
особенности его организации. Суть ее заключается в существовании различных
типов обобщения доступного изучению материала.
Проблема различия теоретического и эмпирического
уровней научного познания коренится в различии способов идеального
воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного
знания. Отсюда вытекают и другие, производные отличия этих уровней. За
эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась
функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта.
Его главная задача — фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их —
дело теории.
Различаются рассматриваемые уровни познания и по
объектам исследования. На эмпирическом уровне ученый имеет дело
непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует
исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный
газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную
разницу в применяемых методах исследования.
Стандартная модель строения научного знания выглядит примерно так.
Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов
различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая
регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден
эмпирический закон, первичное эмпирическое обобщение. Как правило, рано
или поздно отыскиваются такие факты, которые не встраиваются в
обнаруженную регулярность и тут необходим подход рациональный. Обнаружить
новую схему наблюдением нельзя, ее нужно сотворить умозрительно,
представив первоначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза
удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше —
позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, это значит,
что родилась новая теория, найден теоретический закон. |