Индекс
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Вопрос 6
Вопрос 7
Вопрос 8
Вопрос 9
Вопрос 10
Вопрос 11
Вопрос 12
Вопрос 13
Вопрос 14
Вопрос 15
|
НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Теория является высшей формой организации научного
знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях
в какой-либо области реальности. Разработка теории сопровождается, как
правило, введением понятий, фиксирующих непосредственно ненаблюдаемые
стороны объективной реальности. Поэтому проверка истинности теории не
может быть непосредственно осуществлена прямым наблюдением и
экспериментом.
Чтобы четко разграничивать псевдонаучные идеи от
собственно науки разными направлениями методологии науки сформулировано
несколько принципов:
Принцип верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение,
если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниях о нем, т.е.
эмпирически проверяемо.
Принцип фальсификации: критерием научного статуса теории является ее
фальсифицируемость или опровержимость. Иначе говоря, только то знание
может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо
(метод предложен философом XX в. К. Поппером).
Работающие в науке ученые интуитивно чувствуют
подлинно- и псевдонаучный характер знания, так как ориентируются на
определенные нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской
работы. В этих идеалах и нормах науки выражены представления о целях
научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически
изменчивы, но во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм,
обусловленный единством стиля мышления, сформированного еще в Древней
Греции. Его принято называть рациональным. Этот стиль мышления основан, по
сути, на двух фундаментальных идеях:
— природной упорядоченности, т.е. признании
существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных
связей; и
— формального доказательства как главного средства
обоснованности знания.
В рамках рационального стиля мышления научное знание
характеризуют следующие методологические критерии:
·
универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места,
времени, субъекта и т. п.;
·
согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая
дедуктивным способом развертывания системы знания;
·
простота; хорошей считается та теория, которая объясняет
максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество
научных принципов;
·
объяснительный потенциал;
·
наличие предсказательной силы.
Эти общие критерии, или нормы научности, входят в
эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие
схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки
и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.
Способность исследователей длительное время работать
в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными
открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т.
Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие — "парадигма"
(буквальный смысл этого слова — образец). В нем фиксируется
существование особого способа организации знания, подразумевающего
определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит,
влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и
общепринятые образцы решения конкретных проблем.
Альтернативную модель развития науки, также ставшую
весьма популярной, предложил И. Лакатос. Его концепция, названная
методологией научно-исследовательских программ, по своим общим контурам
довольно близка к куновской, однако расходится с ней в принципиальнейшем
пункте. Лакатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих
конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться
рационально, т.е. на основе четких, рациональных критериев.
Среди множества концепций концепции Г. Куна и И.
Лакатоса считаются самыми влиятельными реконструкциями логики развития
науки во второй половине XX в.
Методы естествознания могут быть подразделены на группы:
а) общие методы касаются всего естествознания,
любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы
диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны
процесса познания, все его ступени, например метод восхождения от
абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей естествознания,
строение которых соответствует действительному историческому процессу их
развития (например, биология и химия), фактически следуют этому методу. В
естествознании диалектический метод конкретизируется как сравнительный (в
биологии, географии, химии), с помощью которого раскрывается всеобщая
связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В
зоо-, фито- и физической географии он давно успешно применяется. В
естествознании диалектический метод выступает и как исторический - в
астрономии (на него опираются все прогрессивные космогонические гипотезы -
звёздные и планетарные), в геологии (как основа исторической геологии,
будучи неполно выражен в методе актуализма), в биологии этот метод лежит в
основе дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый
сравнительно-исторический метод, который глубже и содержательнее каждого
из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания
природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует
построению современных физических теорий.
б) Особенные методы также применяются в естествознании,
но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений,
сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного
приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и
как его частный случай измерение.
в) Частные методы - это специальные методы, действующие
либо только в пределах отдельной отрасли естествознания, либо за
пределами той отрасли естествознания, где они возникли. Так, методы
физики, использованные в др. отраслях естествознания, привели к созданию
астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической
химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию
кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется
комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета,
например молекулярная биология одновременно пользуется методами физики,
математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.
В ходе прогресса естествознания методы могут переходить из более
низкой категории в более высокую: частные - превращаться в
особенные, особенные - в общие. |