Индекс
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
Вопрос 6
Вопрос 7
Вопрос 8
Вопрос 9
Вопрос 10
Вопрос 11
Вопрос 12
Вопрос 13
Вопрос 14
Вопрос 15
|
РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕ
В общем понимании наука — это система сознания
и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных
знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Научная
деятельность включает в себя следующие элементы: субъект, объект, цель
(цели), средства, конечный продукт, социальные условия, активность
субъекта.
Субъект — носитель сознательной
целенаправленной деятельности. Субъектами науки являются ученые и
специалисты — научные работники, коллективы ученых и обслуживающий
персонал, например, научно-производственные ассоциации, бюро,
объединения, научные школы. В предельно общем выражении субъектом науки
выступает человечество как всеобщий носитель познавательной потребности и
пользователь научными результатами.
Объект (в общем понимании) — это все состояния
бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта.
Объекты науки универсальны. Сюда включаются явления и сущности, законы
и случайности микро-, макро- и мегамиров, внешне объективированные и
внутреннеидеальные состояния человека и социальных групп.
В связи с усложнением научного познания различают
объект науки и предмет научного исследования. Предметом научного
исследования становится конкретная часть объекта науки. Например,
объектом биологии в целом выступает живое вещество, а предметом
физиологии высшей нервной деятельности — процессы центральной нервной
системы.
Цель вообще — это предвосхищение в мышлении человека
средств, последовательности и результатов осуществления деятельности.
Благодаря цели действия людей обретают конкретную последовательность и
эффективность. Цели науки многообразны. К непосредственным относятся:
описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений,
которые стали ее объектами (предметами). Систематизация знаний и
реализация полученных научных результатов в управлении, производстве и
других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества — все это также
является целями науки. Их как бы задает общество, а не объект. Одним
словом, цели науки — это сложная система ожидаемых результатов научной
деятельности.
Средство — это способы действия и орудия для
осуществления какой-либо деятельности. К средствам науки относят в
первую очередь методы мышления — правила, следуя которым можно оптимально
достичь положительного результата, а также методы эмпирического
исследования — правила наблюдений, экспериментов и т. д. Помимо методов
значительную часть средств составляет активная и пассивная техника —
система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых
осуществляется научная деятельность.
Важнейшее значение имеет денежно-кредитное
обеспечение научной деятельности. Универсальные средства науки — язык и
разумно-рассудочный уровень мышления.
Конечный продукт, результат — это итог,
завершение, показатель осуществленной последовательности действий.
Результаты науки также многообразны.
Социальные условия науки — это совокупность
элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним
относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание
сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские
институты и объединения), государственная и частная поддержка науки
денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение,
коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций),
подготовка научных кадров.
Активность субъекта — один из важнейших
элементов функционирования науки. Без инициативных действий ученых,
научных сообществ научное творчество также не может быть реализовано, как
и без необходимого уровня финансирования, обеспечения методами, техникой
и т. д.
Итак, функционирование науки раскрывает ее
уникальность и высокую общественно-человеческую значимость. В составе
культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества.
Помимо науки в нее входят: искусство, мораль, религия, право,
идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает
продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения,
поведения и иных состояний человеческого бытия.
Современная наука имеет очень сложную организацию. С
точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины
объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических,
гуманитарных, антропологических. Аспекты взаимосвязи и взаимодействия наук
могут быть установлены по различным основаниям. Во-первых, по методам.
Так, метод наблюдения применяется во всех группах наук. Во-вторых, по
типу проникновения в сущность объекта: эмпирический и теоретический
уровни познания представлены в каждой из наук в разной степени
завершенности. И в-третьих, антропное (т.е. человеческое),
которое выступает универсальным основанием взаимосвязи.
Именно человек является основным звеном связи всех
наук. Это обосновано тем, что человек:
- непосредственно осуществляет процесс познания,
задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной
познавательной активности;
- использует результаты наук для удовлетворения своих
родовых и личных потребностей;
- постоянно совершенствует научную деятельность;
- определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует
развитие.
Место естествознания в жизни и развитии общества
вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами, прежде
всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами
вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии.
При всей внутренней целостности, вытекающей из единства как самой природы,
так и теоретического взгляда на неё, Естествознание представляет собой
весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко
противоречивыми. В современную эпоху естествознание опережает технику в
своём развитии, а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом
применении, требуется "фронтальное" их изучение со стороны естествознания.
Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой развития
естествознания. |