КАКОВО СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ученые и специалисты, в частности Л. Кребер и К.
Клакхон, насчитывают не менее 170 определений культуры. Это
свидетельствует об универсальности, всеохватности данного явления
общественно-человеческого бытия. Исходный признак культуры выделяется
через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности,
если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей.
В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково
расширенное понимание специфики культуры.
Культура — это система средств человеческой
деятельности, благодаря которой программируется, реализуется,
стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии
с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно
совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур —
материальной, социальной и духовной.
Материальная культура — совокупность
вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она
включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную
технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения,
благосостояние человека и общества и т. д.
Социальная культура — система правил поведения людей
в различных видах общения и специализированных сферах общественной
деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую,
религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности
нормативной деятельности.
Духовная культура — это составная часть культурных
достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему
знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления
индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков.
В предметной области науки относительно четко выделяются
системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и
системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп,
государства, человечества — гуманитарные науки. До последовательного
оформления науки как самостоятельной части культуры человечества знания о
природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной
культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные
системы этносов, натурфилософия и др. Данное обстоятельство дает право
трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве
естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса
научных и ненаучных видов знаний. Однако в условиях культуры
XX
в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что
современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культуры
основаны на научном знании.
С учетом того
обстоятельства, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем
информации, накопленный науками, понятие
"естественно-научная культура" указывает на три слоя реальности:
1) совокупный
исторический объем информации, полученный в
процессе изучения природы и общества;
2) объем информации о
данных сферах бытия, который в
сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;
3) фактически усвоенное
индивидом, специалистом содержание накопленного и
актуализированного знания о природе и
общественных ценностях.
|