СООТНОШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ
Гуманитарная культура
основывается на знаниях этики, религиоведения,
юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики
и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм,
идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти
ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так
как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней
общественной жизни.
Те или иные группы ценностей и соответственно
виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным
содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в
соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную
историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма
доминировали в общественной жизни государств западной Европы в
XI—XIV вв. В настоящее время в этих государствах
превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека
и т. п.).
Существенную роль в современной индустриальной
цивилизации играют экономические и утилитарно-практические ценности, в
которых осмысливаются явления материальной культуры.
Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании,
и в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены
интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и
оценки "позитивности" одних и тех же общественных явлений для того или
иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается
специфика гуманитарной культуры. Естественно-научная культура во многом
исключает субъективизм ученого.
Специфика естественно-научной культуры
состоит в том, что знание о природе
постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности,
представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива
человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека
и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для
"рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы
научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о
природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная
культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов
— решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры
состоит в том, что знание о системе ценностных
зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида
к определенной социальной группе. В основе актуализации нередко лежат
общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы
морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации
индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и
оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При
этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным
свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами
будущего.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной
культур заключается в следующем:
·
они имеют единую основу,
выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании
оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
·
осуществляют взаимообмен
достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике
естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
·
взаимно координируют в
историко-культурном процессе;
·
являются самостоятельными
частями единой системы знаний науки;
·
имеют основополагающую ценность
для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
Антропная основа естественно-научной и
гуманитарной культур приобретает на рубеже
XX—XXI
вв. первостепенное значение.
|