В эволюции
отрасли культура
и искусство,
по сравнению
с другими отраслями
социальной
сферы, можно
выделить две
важных особенности.
Первая
- это разнонаправленность
эволюции различных
ее подотраслей
в рассматриваемый
период. Если
общее число
библиотек,
клубных учреждений,
парков культуры
и отдыха, кинотеатров
уменьшалось,
то сеть театров
и музеев, наоборот,
расширялась.
В 1992-1994гг. количество
театров выросло
на 17%, а число
музеев - на
12%. Однако показатели
посещаемости
всех видов
учреждений
культуры снижались.
Число посещений
театров сократилось
на 31%, музеев
- на 46%, число читателей
библиотек
- на 8%.
Тенденция
резкого увеличения
кинопроизводства
в 1989-1991гг. сменилась
столь же быстрым
его сокращением:
в 1988г. в России
было выпущено
133 художественных
кинофильма,
в 1991г. - более
300, в 1992г. - 178, в 1995г.
- только 51.
Вторая
особенность
положения
дел в сфере
культуры - более
активные и
результативные
действия ряда
групп специальных
интересов.
Речь идет прежде
всего о творческих
союзах и федеральных
организациях
культуры. Они
добились для
себя наибольших
налоговых
льгот после
общественных
организаций
инвалидов
и религиозных
организаций.
Союзу кинематографистов
удалось пролоббировать
воссоздание
в 1992г. комитета
по кинематографии,
представляющего
в правительстве
интересы кинематографической
элиты. Как
результат,
с 1993г. ежегодно
увеличивалось
число фильмов,
производство
которых финансировалось
государством.
В переходный
период группы
специальных
интересов
в сфере культуры,
так же как
и работники
образования,
добивались
установления
в законодательстве
гарантированного
минимального
уровня расходов
государства
на культуру.
У них хватило
сил провести
в 1992г. через
парламент
Основы законодательства
о культуре,
которые содержали
положение
о том, что финансирование
культуры должно
составлять
не менее 2% средств
федерального
бюджета и не
менее 6% средств
местных бюджетов.
Но для борьбы
за соблюдение
принятого
закона у профессиональных
сообществ
и отраслевых
органов управления
сил оказалось
недостаточно.
Главной
особенностью
развития телевидения
и радиовещания
в переходный
период стали
высокие темпы
замещения
государственного
финансирования
внебюджетными
средствами,
прежде всего
доходами от
рекламы.
До начала
90-х годов затраты
на телевидение
и радиовещание
практически
полностью
покрывались
государством.
Объем коммерческой
рекламы был
незначителен,
и реклама носила
в основном
скрытый характер.
Затем правительство,
испытывая
трудности
с формированием
бюджета, разрешило
использование
эфирного времени
на государственном
телевидении
и радио для
показа коммерческой
рекламы и использования
полученной
за это платы
для финансирования
основного
вещания. Процесс
замещения
бюджетного
финансирования
доходами от
продажи эфирного
времени для
рекламы пошел
очень быстро.
По данным Федеральной
службы по телевидению
и радиовещанию,
уже в 1994г. средств,
поступающих
из федерального
бюджета на
финансирование
вещания по
первому каналу
телевидения,
хватало только
на обеспечение
пяти часов
эфирного времени
в сутки.
В 1995г.
вместо государственной
телекомпании
Останкино
было создано
акционерное
общество закрытого
типа Общественное
Российское
телевидение
(ОРТ). Его учредителями,
помимо государства
стал ряд негосударственных
коммерческих
структур, которые
обязались
принимать
участие в
финансировании
вещания по
первому каналу.
Тем самым
был создан
прецедент слияния
государственного
и частного
финансирования
производства
чистых общественных
благ.
Печатные
средства массовой
информации,
наоборот, столкнулись
с недостаточностью
платежеспособного
спроса и доходов
от размещения
рекламы для
покрытия растущих
затрат на
печатание
газет и журналов.
С 1992г. из федерального
бюджета ежегодно
выделяются
субсидии
ряду изданий
по перечню,
утверждаемому
парламентом.
Несмотря
на проявившееся
во время парламентских
и президентских
выборов единодушие
политических
партий в отношении
необходимости
усиления поддержки
государством
сферы культуры,
вряд ли стоит
ожидать здесь
серьезных
изменений
в ближайшем
будущем. Наиболее
вероятно лишь
некоторое
сокращение
разрыва в уровне
оплаты труда
работников
культуры по
сравнению
с другими отраслями.
|Часть
1.| Часть 2.
|Часть 3.|
Часть 4. |Часть
5 |Часть 6.|
|