В СССР
политика по
отношению
к отраслям
социально-культурной
сферы была
внутренне
противоречивой.
С одной стороны,
- бесплатное
здравоохранение
и образование,
самые высокие
в мире показатели
обеспеченности
населения
числом врачей
и количеством
мест в больницах.
С другой стороны,
эта сфера обладала
наименьшим
приоритетом
при распределении
ресурсов в
плановой экономике.
В России доля
расходов на
здравоохранение,
образование,
культуру и
рекреацию в
используемом
валовом внутреннем
продукте была
вдвое меньше,
чем в странах
с развитой
рыночной экономикой.
В конце 80-х годов
эта величина
составляла
в России 11% ВВП,
в США - 22%, в Швеции
- 19%, во Франции
- 18%. Наибольшим
разрыв был
по уровню затрат
на здравоохранение.
По оценкам
Всемирной
организации
здравоохранения,
необходимо
расходовать
не менее 6% ВВП
для нормального
обеспечения
потребностей
в медицинском
обслуживании
населения.
В западноевропейских
странах эти
расходы составляли
8-9% ВВП; в СССР
- всего 3.5%.
К началу
90-х годов Россия
обладала развитой
сетью организаций
здравоохранения,
образования,
культуры. Но
общий уровень
материально-технической
базы этих
отраслей, оснащенность
современным
оборудованием
были очень
низкими.
После
начала экономической
реформы в программных
правительственных
документах
1992-1993гг. неоднократно
декларировались
намерения
провести серьезные
преобразования
и перестроить
экономику
здравоохранения,
образования,
культуры на
новой, рыночной
основе с уменьшением
доли государства
в финансировании
этих сфер и,
соответственно,
с увеличением
доли населения
и предпринимателей.
В числе главных
направлений
реформы назывались
следующие:
-преобразование
механизмов
финансирования,
введение нормативного
порядка выделения
бюджетных
ассигнований
с последующим
переходом
от прямого
бюджетного
финансирования
социально-культурных
учреждений
к предоставлению
средств их
непосредственным
потребителям;
-законодательное
оформление
гарантированного
минимума
социальных
услуг, предоставляемых
населению
на бесплатной
и льготной
основе;
-расширение
источников
финансирования
социально-культурных
учреждений
за счет развития
благотворительности,
спонсорства
и коммерческой
деятельности
самих этих
учреждений;
содействие
этому процессу
посредством
расширения
налоговых
льгот для учреждений
здравоохранения,
образования,
культуры и
для тех, кто
передает им
средства в
порядке благотворительности;
-развитие
негосударственных
форм обслуживания.
|Часть
1.| Часть 2.
|Часть 3.|
Часть 4. |Часть
5 |Часть 6.|
|