|
В качестве
задачи государства
на стадии
кризисного
развития называлось
сохранение
сложившейся
сети объектов
социально-культурного
назначения.
В 1992-1996гг.
сеть учреждений
здравоохранения,
образования,
культуры, финансируемых
из бюджета,
была в основном
сохранена.
Вместе с тем
возникли серьезные
проблемы с
объектами
социальной
инфраструктуры,
принадлежавшими
промышленным
и сельскохозяйственным
предприятиям.
В плановой
экономике
значительная
часть учреждений
культуры и
рекреации,
здравоохранения,
дошкольных
учреждений
находилась
на балансе
предприятий.
Расходы на
их содержание
покрывались
за счет доходов
предприятий,
и статус этих
учреждений
отличался
от статуса
государственных
учреждений.
В условиях
перехода к
рыночной экономике
и экономического
кризиса содержание
таких объектов
стало для предприятий
тяжелым бременем.
Во многих
случаях эти
объекты стали
либо закрываться,
либо сдаваться
в аренду или
продаваться
коммерческим
структурам,
которые использовали
их по иному
назначению.
В результате
общее число
дошкольных
учреждений
сократилось
с 87.6тыс. в 1991г.
до 72.8тыс. в 1994г.
, массовых
библиотек
- с 59.2тыс. до 54.8тыс.,
клубных учреждений
- с 70.6тыс. до 61.3тыс.
С целью
сохранения
объектов социально-культурного
назначения,
находящихся
на балансе
государственных
и приватизируемых
предприятий,
правительством
было принято
решение о передаче
их в 1994г. в муниципальную
собственность.
Соответствующее
увеличение
расходов местных
бюджетов на
содержание
муниципализируемых
объектов предполагалось
покрывать
за счет дивидендов
по принадлежащим
государству
акциям приватизированных
предприятий
и за счет уточнения
взаимоотношений
между бюджетами
разных уровней.
Но дополнительные
средства местным
бюджетам в
необходимом
объеме выделены
не были. Поэтому
процесс муниципализации
объектов социальной
сферы затянулся.
Что
же касается
других задач,
то декларации
не были подкреплены
последовательно
проводимой
политикой.
Здравоохранение,
образование,
культура по-прежнему
оставались
наименее
приоритетными
при распределении
бюджетных
ресурсов (табл.1).
Доля расходов
на эти отрасли
в консолидированном
бюджете уменьшилась
с 26.7% в 1991г. до 21.8%
в 1995г. Сокращение
финансирования
сопровождалось
задержками
выплат и регулярным
невыполнением
первоначально
утверждаемых
размеров бюджетных
ассигнований.
Правительство,
проводившее
политику сокращения
нагрузки на
федеральный
бюджет, резко
уменьшило
с 1993г. долю затрат
на образование
и культуру
в расходах
федерального
бюджета. Если
в 1992г. на образование
было выделено
5.8% бюджетных
расходов, то
в 1993г. - 4.0%, в 1994г.
- 3.7%, в 1995г. - 3.1%. Соотношение
федерального
бюджета и бюджетов
субъектов
РФ в финансировании
образования,
равное в 1992г.
34:66, составило
в 1993г. и в 1994гг.
20:80, а в 1995г. - 15:85.
Доля
затрат на
культуру и
средства массовой
информации
в расходах
федерального
бюджета сократилась
с 1.5% в 1992г. до 1.0% в
1993г. и в последующие
годы оставалась
примерно на
этом же уровне:
1994г. - 1.1%; 1995г. - 1.0%. Расходы
из федерального
бюджета и из
бюджетов субъектов
РФ, соотносившиеся
в 1992г. как 51:49, в
1993г. уже составляли
пропорцию 33:67,
в 1994г. - 36:64, в 1995г.
- 29:71.
Что
касается здравоохранения,
то после введения
c 1994г. обязательного
медицинского
страхования
соответствующая
доля затрат
в федеральном
бюджете уменьшилась
с 1.7% в 1993г. до 1.6% в
1994г. и еще более
сократилась
в 1995г. - до 1.3%. В то
же время и местные
власти стали
уменьшать
расходы на
здравоохранение,
мотивируя
это появлением
нового источника
финансирования
- обязательных
страховых
взносов юридических
лиц. Доля расходов
на здравоохранение
в бюджетах
субъектов
РФ составляла
17.5% в 1993г. ; 15.7% в 1994г.
; 15.3% в 1995г. Соотношение
ассигнований
из федерального
и из местных
бюджетов равнялось
в 1992г. 11:89, в 1993г.
- 10:90, в 1994г. - 12:88, в 1995г.
- 9:91.
В целом
расходы государства
на отрасли
социально-культурной
сферы, исчисленные
в долях ВВП,
не изменились
за период 1992-1995гг.:
и в 1991г., и в 1995г.
они составили
7.0% ВВП.
Таблица
1.
Расходы
на отрасли
социально-культурной
сферы в консолидированном
бюджете России
| 1989 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 |
Здравоохранение и физкультура |
- расходы в сопоставимом выражении, млн.руб.
|
12629
|
13482
|
10848
|
12251
|
10929
|
8003
|
- доля в ВВП, %
| 2.2
| 2.9
| 2.5
| 3.1
| 3.2
| 2.4
|
- доля в расходах бюджета, %
| 9.5
| 9.9
| 7.8
| 9.4
| 8.4
| 8.3
|
Образование
|
- расходы в сопоставимом выражении, млн.руб.
|
18313
|
19944
|
15757
|
15815
|
15224
|
11182
|
- доля в ВВП, %
| 3.2
| 3.6
| 3.6
| 4.1
| 4.5
| 3.4
|
- доля в расходах бюджета, %
| 13.7
| 14.6
| 11.4
| 12.1
| 11.7
| 11.6
|
Культура и средства массовой информации
|
- расходы в сопоставимом выражении, млн.руб.
|
1379
|
2951
|
2695
|
2378
|
2566
|
1864
|
- доля в ВВП, %
| 0.2
| 0.5
| 0.6
| 0.6
| 0.8
| 0.6
|
- доля в расходах бюджета, %
| 1.0
| 2.2
| 1.9
| 1.8
| 2.0
| 1.9
|
|Часть
1.| Часть 2.
|Часть 3.|
Часть 4. |Часть
5 |Часть 6.|
|