10 лет на рынке написания работ на заказ!! 

Поиск | Стоимость | Дипломы | Карта сайта| Услуги | Работы из интернета | Гарантии | Примеры работ | Предметы | Заказать | Чаво | яндекс-деньги и WebMoney | Статьи | Юмор | Справочная | Предостережение | Обратная связь | Ссылки коллег | ГОСТ | Соавторам |

 | ФОРУМ |

 

"Деятельность предприятия в рыночной экономике"

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I ВВЕДЕНИЕ *

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ *

1) Источники информации для оценки финансового состояния предприятий и организаций. *

2) Суть и содержание денежного оборота предприятия, организации. *

3) Лизинг - как форма кредитования социально культурной сферы. *

4) Документы текущего финансового планирования на примере предприятия социально-культурной сферы. *

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ *

IV Литература *

I ВВЕДЕНИЕ

Проблема обеспечения безубыточного функционирования, финансирования расширенного воспроизводства с одной стороны, убыточности и возможного банкротства с другой многих отечественных компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности является как нельзя более актуальной. Показателем рыночной стабильности фирмы является ее способность успешно развиваться в условиях изменений внешней и внутренней среды. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства. Благодаря прибыли, выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Залог выживаемости предприятия - его прочное положение на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности.

Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не столько абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала предприятия, собственного капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.

В настоящей работе мной рассмотрены ряд теоретических вопросов посвященных деятельности предприятия в рыночной экономике в современное время вообще и в частности в некоторых вопросах рассмотрена деятельность предприятий социально-культурной сферы, а именно, как пример, взято предприятие по предоставлению туристических и других услуг населению под названием <Сирин-Цезарь>.

 II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Источники информации для оценки финансового состояния предприятий и организаций.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.

Оценка финансового положения предприятия - совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате изучения результатов его деятельности. Цель анализа финансового положения предприятия - доброкачественная, достоверная информация о его финансовом положении, платежеспособности и доходности.

Источники для исследования финансового положения предприятия - формы бухгалтерского отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится в рамках предприятия. Изучение финансового положения предприятия должно дать руководству предприятия картину его действительного состояния, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т.п.

Каждый предприниматель и каждое предприятие должны составлять отчет о своей экономической деятельности, руководствуясь законами страны. Годовой баланс составляется на конец каждого финансового года. Он должен удовлетворять следующим принципам: достоверность (данные должны быть объективно правильными), ясность и наглядность, полнота (учитываются все расходы и доходы), идентичность балансу предшествующих лет, преемственность со смежными периодами, детализация по единицам имущества и долга, запрет на скрытую компенсацию активов и пассивов.

В балансе предприятия имущество (активы) и капитал (пассивы) противостоят друг другу. Сторона баланса, на которой отражен капитал, дает ответ на вопрос: <Откуда поступили деньги для средств производства?>. Сторона баланса, на которой отражено имущество, отвечает на вопрос: <Какие виды имущества приобрело предприятие для своих производственных целей?>. Баланс предприятия - оценка состояния финансов предприятия на определенный момент времени, чаще всего на последний день календарного года. Баланс предприятия - обязательный документ статистической отчетности.

Финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров. Устойчивое финансовое положение предприятия не является подарком судьбы или счастливым случаем истории. Это - результат умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Это, так называемые, внутренние факторы, наглядными итогами влияния которых являются состояние активов и их оборачиваемость, состав и соотношение финансовых ресурсов. Но уже отмечалось, что нельзя отрицать всю важность и значение воздействия на финансовое благосостояние фирмы внешней среды или внешних факторов, среди которых - государственная политика налогов и расходов, процентная и амортизационная политика, положение на рынке (в том числе и финансовом), уровень безработицы и инфляции в стране, средняя производительность труда, средний уровень прибыли и т.д. С этой точки зрения устойчивость - процесс противодействия фирмы негативным внешним обстоятельством, ее реакция не внешние возмущения, выводящие ее из состояния равновесия. Финансовую устойчивость отождествляют не только с состоянием пассивной безубыточности, но и со стабильным развитием предприятия. Для рыночной экономики важна стабильность, в основе которой лежит управление по принципу обратной связи, т.е. активного реагирования управления на изменения внешних и внутренних факторов.

С точки зрения управления фирмой причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным: недостаточный учет требований рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству товара, по цене и т.д.) и неудовлетворительное финансовое руководство предприятием, когда оно неправильно учитывает риски, делает серьезные ошибки, избыточно отягощается обязательствами. В первом случае говорят о болезни бизнеса, во втором - о болезни финансового менеджмента. Особое значение при рассмотрении данного вопроса имеют факторы, внешние по отношению к предприятию, в особенности - макроэкономические.

В современных российских условиях особое значение поэтому приобретает серьезная аналитическая работа на предприятии, связанная с изучением и прогнозированием его финансового состояния. Своевременное и полноценное выявление <болевых точек> финансов фирмы позволяет осуществлять комплекс упреждающих мер, предотвращающих возможное ее банкротство. Особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как именно по неудовлетворительности его структуры принимаются решения о несостоятельности предприятия.

Под несостоятельностью (банкротством) фирмы обычно понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в с вязи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Необходимо заметить также, что и выбор партнеров в бизнесе должен осуществляться на базе оценки финансовой состоятельности предприятий и организаций. Для каждого хозяйствующего субъекта поэтому столь важно систематически наблюдать за собственным <здоровьем>, располагая объективными критериями оценки финансового состояния. Поэтому анализ финансового состояния - очень важная часть всей экономической работы, необходимое условие грамотного управления предприятием, объективная предпосылка обоснованного планирования и рационального использования финансовых ресурсов.

Цель изучения финансового состояния предприятия состоит в изыскании дополнительных фондов денежных средств для наиболее рационального и экономического ведения хозяйственной деятельности. Финансовое состояние является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. Его определяют на конкретную дату. Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежная готовность, достаточная обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное их использование с хозяйственной целесообразностью, четкая организация расчетов, наличие устойчивой финансовой базы.

Неудовлетворительное финансовое состояние характерно неэффективным размещением средств, их иммобилизацией, плохой платежной готовностью, просроченной задолженностью перед бюджетом, поставщиками и банком, недостаточно устойчивой реальной и потенциальной финансовой базой, обусловленной неблагоприятными тенденциями в производстве. Финансовое состояние фирмы может быть напряженным, если наряду с показателями удовлетворительного состояния финансов имеются признаки его ухудшения, неблагоприятно сказывающиеся на производственной и хозяйственной деятельности. Данные для анализа финансов фирмы имеются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая в условиях рыночной экономики становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансовой работы.

2) Суть и содержание денежного оборота предприятия, организации.

Охарактеризуем некоторые критерии устойчивого финансового положения фирмы. В качестве критерия устойчивости финансового состояния предприятия может использоваться вероятность его банкротства, при определении которой нужно учитывать различные показатели. Темпы инфляции, фазы экономического цикла, специфика производства (фондоемкость, энергоемкость, трудоемкость), производительность труда, <налоговый климат> - все это оказывает влияние на динамику вероятности банкротства фирмы. На Западе широко распространены модели для прогнозирования вероятности банкротства, в которых учтены наиболее серьезные внешние факторы. Существенными показателями такого рода являются: средний индекс Доу-Джонса по промышленности; уровень национальной безработицы; соотношение прибыли после вычета налогов к доходу фирмы; ставка по облигациям корпораций, имеющих наивысший рейтинг; наличие и размер свободных резервов; совокупные сбережения; динамика объема инвестиций в бизнес; средний выпуск продукции за час; отношение новых товаров длительного пользования к валовому национальному продукту; стадии экономического цикла и т.п.

Учитывая существование для фирмы определенного критерия финансовой устойчивости, за пределами нижней границы которого ей грозит банкротство, отметим, что такой нижней границей выступает обеспечение платежеспособности, ликвидности и кредитоспособности фирмы, поскольку для сохранения устойчивости необходимо, чтобы движение денежных потоков фирмы давало ей, по крайней мере, возможность рассчитаться с поставщиками, кредиторами и государством. Платежеспособность выступает как признак и как основа финансовой устойчивости фирмы. Данное требование предполагает, что фирма должна иметь возможность оплачивать свои производственные потребности, поэтому индикатором устойчивого состояния в этом случае является отрегулированный баланс денежных потоков. В настоящее время именно несбалансированность денежных потоков хозяйствующих субъектов является одной из основных причин их нестабильного состояния.

При выявлении таких причин и структурировании проблемы становится очевидным, что неплатежеспособность фирм-производителей может возникнуть в результате воздействия двух основных факторов - неплатежеспособности потребителей продукции или серьезных трудностей с реализацией этой продукции. В свою очередь, на оба эти фактора оказывают воздействие другие различные причины, внутренние и внешние. К основным внешним причинам в российских условиях следует отнести такие, как нестабильность экономического положения в стране в целом, неотрегулированность правового обеспечения хозяйственной деятельности, несовершенство налоговой политики.

Внутренние факторы неплатежеспособности предприятий порождаются, как правило, не квалифицированностью руководителей и неэффективностью менеджмента во всех или отдельных его компонентах (маркетинг, инновационная техническая политика, финансовая деятельность).

Устойчивое состояние предприятия во многом определяется кадровым потенциалом и его соответствием целям и задачам данной конкретной фирмы.

Кроме того, стабильное рыночное положение хозяйствующего субъекта зависит от места, роли, степени его участия на рынке товаров и услуг. Ни один производитель не способен к устойчивому существованию, предлагая рынку товар, не находящий своего потребителя. Стремление предприятия к прочности и устойчивости предполагает изучение и оценку рынка, его сегментации, определение потребности в предлагаемом товаре, анализ и оценку конкурентов (если таковые имеются), оценку параметров товара, определяющих его конкурентоспособность, позиционирование товара на рынке. И только наличие и сохранение спроса или дефицита на товар является предпосылкой организации производства, его сохранения или развития.

Необходимо учесть еще и следующее. Считается, что кризис неплатежеспособности, переживаемый в настоящее время большинством предприятий и определяемый по ряду показателей (например, оценка дебиторской и кредиторской задолженностей, их структуры и соотношения) является причиной неустойчивого положения. Казалось бы, улучшив эти показатели, можно достичь стабильности. Однако, известны методы достижения технической платежеспособности на контрольную дату при сохранении реальной неплатежеспособности фирмы. В этом случае уместно говорить, что неплатежеспособность является не причиной, а признаком неустойчивого финансового положения фирмы. Причины гораздо глубже и искать их нужно, в основном, в неэффективном менеджменте. Но не умаляя значимости признаков болезни (неплатежеспособности), необходимо лечить саму эту болезнь.

Рассмотрим проблему неустойчивого рыночного положения российских фирм и возможные пути ее разрешения. Специфика российских условий такова, что промышленность большинства регионов страны была ориентирована на производство средств производства. Подобная структура промышленного производства предполагала ориентацию производителей на <внешнее потребление> их продукции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Экономический кризис в стране обусловил продолжительный спад промышленного производства. Наибольшее падение произошло в отраслях, ориентированных на выпуск продукции инвестиционного назначения и непродовольственных товаров. И хотя постепенно спад производства замедляется, анализируя работу предприятий в целом, следует признать, что в промышленной сфере сохраняется проблема нестабильности платежеспособности.

Проблема неплатежей признается у нас в настоящее время как основная. Для ее разрешения необходимы оперативные меры как самих предприятий, так и различные формы содействия органов государственной власти (все формы взаимозачетов, работа с ценными бумагами, эмиссия ценных бумаг, лизинг). В определенной степени решение этой проблемы зависит от компетентности и профессионализма кадров предприятия.

Снизить напряженность ситуации и снять отчасти проблему технической неплатежеспособности позволяет государственное вмешательство в форме попытки организовать систему взаимозачетов. В качестве примера здесь можно привести последний совместный опыт нескольких государственных структур (Минфина, Государственной налоговой службы, Центрального банка РФ и др.) проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 г. Это мероприятие было организовано в интересах <сгладить углы> нынешней ситуации и частично урегулировать неплатежи.

Важной проблемой российских фирм-производителей является не конкурентоспособность выпускаемой продукции. Поскольку цепочка <продукция выручка платежеспособность> - составное звено устойчивости фирмы, платежный кризис в конечном счете разрешится вследствие того, что выживут платежеспособные предприятия и погибнут неплатежеспособные, т.к. в рыночной системе заложено свойство стремления к равновесию. В любом случае жизнь фирмы связана с тем, что необходимо выпускать конкурентоспособную продукцию, опирающуюся на последние достижения науки и техники. Заметим, что жизненный цикл подобной продукции больше, чем у товаров широкого потребления.

Говоря о конкурентоспособности продукции, имеется в виду прежде всего поддержание и развитие научно-технического потенциала (для отечественных производителей именно научно-технические возможности в будущем могут оказаться ключевым фактором их дальнейшего устойчивого развития) и связанного с ним кадрового потенциала, поддержание соответствующего уровня производства. Здесь нельзя не отметить проблему значительного старения основных фондов. Для ее решения требуются немалые средства.

Инвестиции предполагаются как в действующее производство (его диверсификацию и развитие), так и в новое. В данном случае обнажается еще одна проблема - инвестиционный кризис, для разрешения которого необходима оценка инвестиционного потенциала каждого предприятия и возможностей его использования. Участие в этом государственных органов власти может выражаться в разработке и реализации программ устойчивого развития предприятий, содействии в проведении инвестиционных программ при тщательном предварительном анализе инвестиционных проектов и оценке их значимости; посильной поддержке научно-технического потенциала предприятий.

Устойчивое состояние фирмы обязательно предполагает ее развитие, а любое направление развития требует финансирования. Принципиально здесь возможны только два источника: самофинансирование и внешнее финансирование. Поскольку в настоящее время поступления из внешних источников ограничены, перспективы развития могут иметь основой лишь возможности самофинансирования. Отсюда надо признать, что для поддержания существующей деятельности и для дальнейшего устойчивого развития необходимо в первую очередь учитывать резервы самих фирм (особенно финансовые).

Самофинансирование предполагает проведение гибкой ценовой и затратной политики, жесткой экономии всех видов ресурсов. Возможности самофинансирования предприятий ограничены вследствие сохраняющейся инфляции и значительного снижения объемов производства. Отсутствие финансирования или его недостаточность подрывает финансовую устойчивость фирмы. Но очень многое зависит от качества финансового менеджмента на предприятии.

3) Лизинг - как форма кредитования социально культурной сферы.

Прежде чем мы перейдем к теме данного раздела, необходимо рассмотреть общее понятие лизинга.

Лизинг (англ. lease - аренда) - форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества. В плане счетов бухгалтерского учета лизинг фигурирует под понятием финансовой аренды. Различают два вида лизинга: финансовый и операционный. Финансовый лизинг (financial leasing) предусматривает выплату арендатором в течение периода действия контракта сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока действия контракта арендатор может:

1) вернуть объект лизинга арендодателю;

2) заключить новый контракт на аренду;

3) выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В контракте могут быть обязательства лизингополучателя либо выкупить объект в указанный срок, либо подыскать покупателя или нового арендатора. Операционный лизинг (operation leasing) заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.

Лизинг имеет две основные формы: прямой и возвратный. Прямой финансовый лизинг предпочтителен, когда предприятие нуждается в переоснащении уже имеющегося технического потенциала. Лизинговая фирма при этой сделке обеспечивает 100%-ное финансирование приобретаемого оборудования. Техника поступает непосредственно пользователю, который рассчитывается за нее с лизинговой фирмой в течение срока аренды. Операции _ возвратного лизинга по существу представляют собой получение дополнительных финансовых ресурсов под залог собственных основных средств заказчика. Они могут быть рассмотрены как альтернатива кредитным операциям. Сущность возвратного лизинга в том, что лизинговая фирма приобретает имущество у лизингополучателя и тут же предоставляет это имущество ему в аренду. Договор возвратного лизинга распространяется на весь период полезной службы оборудования и предусматривает последующий переход права собственности на имуществе - вновь к лизингополучателю. Таким образом, предприятие при возвратном лизинге получает финансовые средства, гарантией возврата которых является его собственное оборудование, заложенное лизинговой фирме.

При заключении лизингового договора основным финансовым аспектом является лизинговая плата. Лизинговая плата зависит от вида основных средств, срока лизинга, графика платежей и других условий договора. Лизинговая плата включает в себя возмещение полных затрат лизингодателя с учетом нормальной прибыли. Обычно сумма лизинговой платы является фиксированной, вносится неизменной величиной на протяжении всего периода действия договора. Однако в условиях нынешней инфляции в договоре в обязательном порядке закладывается возможность пересмотра величины лизингового процента.

Могут быть различные варианты платежей. Если финансовое положение клиента позволяет в начальном периоде освоения оборудования нести увеличенные расходы, то при тех же условиях лизинга появляется возможность экономии на выплате процентов. Может быть и обратная динамика лизинговых платежей, когда клиент ходатайствует об отсрочке выплат ввиду неблагоприятного финансового положения. Но перенос первого лизингового платежа приводит к увеличению суммы взимаемых процентов в конце периода. При определении ставок по международному лизингу, кроме чисто финансовых аспектов, учитываются налоговые и другие льготы, предоставляемые законодательством ряда стран инвесторам и владельцам отдельных видов имущества.

Применение лизинга связано с отделением владения имущества от его использования. Лизинговые сделки совершаются обычно на длительный срок - от 1 до 15 лет. Однако сейчас в России в условиях инфляции лизинговые сделки чаще всего заключаются на срок не более одного года. Субъектами лизинговой сделки являются три стороны: поставщик или предприятие, производящее основные фонды; лизинговая фирма (лизингодатель - арендодатель); лизингополучатель (арендатор, хозяйствующий субъект). Лизинг осуществляется по такой схеме (рис. 1).

Технология лизинговой сделки следующая. Хозяйствующему субъекту нужны основные фонды. Он нашел поставщика (или завод-изготовитель) и сообщает лизинговой фирме стоимость нужных основных фондов, их технические данные и способы использования.

Рис. 1. Схема лизинга. 1. Заключение лизинговой фирмой трехстороннего договора об аренде с лизингополучателем и поставщиком. 2. Поставка основных средств лизингополучателю. 3. Лизинговая фирма оплачивает поставщику стоимость основных средств. 4. Лизингополучатель оплачивает лизинговой фирме арендные платежи.

Лизинговая фирма заключает с хозяйствующим субъектом договор, согласно которому фирма полностью оплачивает поставщику стоимость основных фондов и сдает их в аренду хозяйствующему субъекту с правом выкупа в конце срока аренды. Одновременно лизинговая фирма заключает договор с поставщиком о приобретении основных фондов. При заключении лизингового договора требуется банковская гарантия либо залог или страхование лизингового платежа и имущества, которое является объектом лизинговой сделки.

Основные фонды поступают хозяйствующему субъекту непосредственно от поставщика. В договоре указывается, сколько процентов лизингополучатель должен уплатить за эту своеобразную ссуду, определяется график платежей, которые должны вернуть лизинговой фирме стоимость основных фондов и принести ей лизинговый процент. Лизингополучатель может рассчитать поступление доходов от использования арендованных (т.е. лизинговых) основных фондов, выработать и согласовать в каждом конкретном случае соответствующий график платежей. По согласованию сторон платежи могут вноситься после получения выручки от реализации продукции, произведенной с использованием лизинговых основных фондов. По окончании срока аренды хозяйствующий субъект (арендатор) может возвратить основные фонды лизинговой фирме либо продлить договор на новый срок на льготных условиях, либо выкупить его по остаточной стоимости.

Фактически лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одновременным кредитованием и арендой. При лизинге арендатор выплачивает лизинговой фирме не арендную плату, а полную стоимость имущества в рассрочку. В случае выявления дефектов лизинговых основных фондов лизинговая фирма полностью освобождается от претензий. Претензии по трехстороннему договору относятся на поставщика. Договор лизинга заключается на следующих условиях:

1) срок лизинга равен сроку службы основных фондов;

2) сумма платежа включает в себя стоимость основных фондов, проценты за кредит, комиссионные платежи;

3) риск, связанный с порчей и гибелью, принимает на себя лизингополучатель;

4) основные фонды являются собственностью лизинговой фирмы (арендодателя). После окончания срока лизинга и выкупа в соответствии с договором основные фонды переходят в собственность лизингополучателя.

Если платежи по лизингу производятся равными суммами, то сумма платежа определяется по формуле сложных процентов:

 где П - сумма платежа по лизингу, руб.;

С - стоимость лизинговых основных фондов, руб.;

Р - процентная ставка, доли. единицы;

I- количество выплат платежа, ед.

Пример предприятия социально-культурной сферы (Туристическая компания <Цезарь>. Стоимость лизинговых основных фондов - 100 млн. руб. Срок лизинга - 8 лет. Процентная ставка (с учетом комиссионных) - 10%. Выплата платежей по лизингу производится равными суммами два раза в год. Количество выплат платежа:

Т = 8 х 2 = 1б.

Сумма платежей составляет:

Всего за 8 лет лизингополучатель выплатит лизинговой фирме 204,5 млн. руб. (16 х 12,78).

В нашем случае преимущества лизинга заключаются в следующем. Лизинг позволяет хозяйствующему субъекту (указанной выше компании) получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Основные фонды в течение всей сделки находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи ей относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, т.е. включаются в себестоимость производимой продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемую налогом. Лизинговая фирма не связана обязательствами за качество основных фондов. Она имеет за платежи в рассрочку гарантийный залог и сами основные фонды, которые может вернуть себе полностью в случае невыполнения каких-либо условий договора лизинга.

Для поставщика кооперация с лизинговыми фирмами позволяет использовать лизинг как средство, расширяющее рынки сбыта своей продукции, что повышает их финансовую устойчивость и кредитоспособность. В Российской Федерации успешно действует лизинговая ассоциация "Балтлиз" (Санкт-Петербург), которая осуществляет лизинг недвижимости, судов, авиа, оргтехники, оборудования и т.п.

4) Документы текущего финансового планирования на примере предприятия социально-культурной сферы.

Финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования.

Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:

- облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- устанавливает стандарты для организации финансовой информации;

- определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;

- в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.

Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Система финансовых планов включает в себя следующие элементы.

1. Прогноз баланса.

2. Прогноз отчета о прибылях и убытках.

3. Прогноз финансовых бюджетов.

4. Прогноз ключевых финансовых показателей.

5. Письменное изложение результатов финансового планирования.

Прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках относят к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовое бюджетирование имеет оперативный характер.

К финансовому планированию тесно примыкают, однако относятся к более общим элементам финансового менеджмента составление долгосрочного бюджета капиталовложений и оценка инвестиционных проектов, а также долгосрочная стратегия финансирования организации.

Разработка бюджета капиталовложений предполагает

 классификацию инвестиционных проектов;

 сравнение и оценку альтернативных инвестиционных проектов при помощи анализа чистой текущей стоимости и других методов финансового анализа;

 выбор наиболее перспективного проекта.

Суть долговечной стратегии финансирования заключается в:

 определении источников долгосрочного финансирования, способов использования резервов, выпуска акций и других ценных бумаг;

 выборе способов наращивания долгосрочного капитала;

 определении структуры и затрат капитала.

Несмотря на близость двух названных проблем к сфере финансового планирования, глава включает описание только тех элементов, которые традиционно составляют его содержание.

Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов.

1. Анализ финансовых показателей фирмы за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе основных финансовых документов фирмы - баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении наличности.

2. Долгосрочное финансовое планирование.

3. Оперативное финансовое планирование.

Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Основные финансовые документы экономической организации

Основные финансовые документы имеют важное значение для финансового планирования по следующим причинам:

 они предоставляют данные для расчета и анализа финансовых показателей деятельности фирмы;

 служат основой для составления финансовых прогнозов, так называемых pro forma документов.

К основным финансовым документам фирмы относятся:

 баланс, или балансовая таблица;

 отчет о прибылях и убытках;

 отчет о движении наличности.

Баланс фирмы - это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. В левой части балансовой таблицы размещены активы фирмы, то есть материально-денежные средства, которыми располагает предприятие и которые активно "заняты" в хозяйственной деятельности. Правая часть баланса -пассивы, они включают различные источники получения необходимых капитальных средств.

Понятие "баланс" происходит от французского "balance" - весы и означает равновесие, в данном случае - равновесие, равенство активов и пассивов. То есть использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их получения.

Нормы и правила составления баланса отличаются в каждой отдельной стране, но принцип его всюду одинаков. Для предприятия социально-культурной сферы он является таким же как и везде. Он отражен в типовой балансовой таблице 1.

Таблица 1

Баланс АООТ "Сирин-Цезарь"

Актив

Сумма, Млн.руб.

Пассив

Сумма Млн.руб.

Оборотный капитал   Обязательства  
Касса

5

Краткосрочные кредиты

110

Счета в банке

70

Прочие статьи кратко  
Ценные бумаги

5

Срочной задолженности

40

Дебиторская задолженность

20

Долгосрочные обязательства  
Запасы готовой продукции

150

 

50

Незавершенное производство

40

   
Запасы сырья и материалов

30

   
Основной капитал   Собственный капитал  
Оборудование

20

Акционерный  
Амортизация

5

(уставный) капитал:  
Недвижимость

70

- привилегированные  
Земля

80

Акции

40

Нематериальные активы   - обычные акции

180

( в т.ч. гудвилл)

5

- прибыль

50

Итого

500

- резервы

30

    Итого

500

 Активы баланса включают две основные части: оборотные средства и основные средства.

Оборотные средства иначе называют текущими активами, предполагается, что они превращаются в наличность (или оборачиваются) в течение года. Две главные части оборотных средств - денежные средства и материально-товарные запасы.

Основные средства, или фиксированные активы, как правило, оборачиваются через несколько лет, то есть служат фирме гораздо более длительное время.

Нематериальные, или неосязаемые, активы складываются из стоимости патентов, лицензий и тому подобного, а также из так называемой "цены фирмы" - "гудвилла", то есть ценности, репутации ее торговой марки, которая тоже может быть предметом купли-продажи.

Пассивы включают обязательства фирмы перед своими кредиторами и собственный (акционерный) капитал фирмы. Таблица 2

Актив

Код

На начало года

На конец года

I. Основные средства и прочие      
Необоротные активы      
Нематериальные активы:      
Первоначальная стоимость (04)

010

   
износ(05)

009

   
Основные средства:      
Первоначальная (восстановительная) стои-      
мость (01.03)

020

   
износ(02)

021

   
Остаточная стоимость

022

   
Оборудование к установке (07)

030

   
Незавершенные капитальные вложения (08)

040

   
Долгосрочные финансовые вложения (06)

050

   
Расчеты с учредителями (75)

060

   
Прочие внеоборотные активы

070

   
Итого по разделу 1:

080

   

Актив

Код

На начало

года

На конец

года

П. Запасы и затраты
Производственные запасы (10,15)

100

Животные на выращивании и откорме (11)

110

Малоценные и быстроизнашивающиеся
Предметы
Первоначальная стоимость (12)

120

износ(13)

121

Остаточная стоимость

122

Незавершенное производство (20,21,
23,29,30,44)

130

Расходы будущих периодов (31)

140

Готовая продукция (40)

150

Товары(41)

162

Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям (19)

Прочие запасы и затраты

175 176

Итого по разделу II

180

Ш Денежные средства, расчеты
и прочие активы
Товары отгруженные (45)

199

Расчеты с дебиторами
за товары, работы и услуги (162, 76)

200

по векселям полученным (62)

210

с дочерними предприятиями (78)

220

с бюджетом (68)

230

с персоналом по прочим операциям (73)

240

с прочими дебиторами

250

Авансы, выданные поставщикам
и подрядчикам (61)

260

Краткосрочные финансовые вложения (58)

270

Денежные средства
касса (50)

280

расчетный счет (52)

290

валютный счет (52)

300

прочие денежные средства

310

Прочие оборотные активы

320

Итого по разделу Ш

330

Убытки:
Прошлых лег (87)

340

Отчетного года

350

Баланс (сумма строк 080,180, 330,
340 и 350)

360

 

Пассив

Код

На начало

года

На конец

года

1 Источники собственных средств

Уставный капитал (85)

400

Добавочный капитал (85)

401

Резервный капитал (86)

402

Резервные фонды (86)

400

Фонды накопления (88)

420

Целевое финансирование

И поступления (96)

430

Арендные обязательства (97)

440

Нераспределенная прибыль

Прошлых лет (87)

460

Прибыль

Отчетного года (80)

470

Использовано (81)

471

Нераспределенная прибыль

Отчетного года

472

Итого по разделу I

480

П. Расчеты и прочие пассивы

Долгосрочные кредиты банков (92)

500

Долгосрочные займы (95)

510

Краткосрочные кредиты банков (90)

600

Кредиты банков для работников (93)

610

Краткосрочные займы (94)

620

Расчеты с кредиторами

За товары, работы и услуги (60)

630

По векселям выданным (60)

По оплате труда (70)

По социальному страхованию

И обеспечению (69)

660

С дочерними предприятиями (78)

680

По внебюджетным платежам (67)

690

С бюджетом (68)

700

С прочими кредиторами

710

Авансы, полученные от покупателей

И заказчиков (64)

720

Расчеты с учредителями (75)

725

Доходы будущих периодов (83)

730

Фонды потребления (88)

735

Резервы предстоящих расходов

и платежей (89)

740

Резервы по сомнительным долгам (82)

750

Прочие краткосрочные пассивы

760

Итого по разделу II

Баланс (сумма строк 480 и 770)

770

780

 Обязательства, в свою очередь, делятся на текущие (краткосрочные) - их предполагается выплатить в течение года и долгосрочные, принятые на более длительный срок.

Баланс фирмы входит в состав документов финансового планирования. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования - анализа финансовых показателей. При этом обычно используется документ, включающий наиболее достоверную информацию - внутренний баланс - баланс для внутрифирменного пользования, отражающий истинное финансовое положение фирмы. Внешний баланс, составляющийся специально для публикации, подвергается изменению в рамках "балансовой политики", направленной обычно на преуменьшение размеров прибыли. Такое воздействие осуществляется для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала, а также вследствие некоторых других причин.

Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах и их использовании)

В рамках финансовых терминов отчет воспроизводит итоги деятельности фирмы за определенный промежуток времени, так же, как и баланс, содержит информацию для финансового анализа. Является одним из pro forma документов фирмы.

В отличие от баланса, который как бы отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия фирмы, отчет о прибылях и убытках показывает динамику ее финансовых операций.

В отчете о прибылях и убытках фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение. Ниже приведена упрощенная форма типового отчета о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках АООТ "Сирин-Цезарь " с 01.01. по 31.12.199... г

1. Чистая сумма продаж (после вычета всех скидок и стоимости

рекламаций за вычетом издержек (и далее статьи издержек) 260

2. Товарно-материальные запасы на начало года 90

3. Сырье и материалы 60

4. Заработная плата 100

5. Амортизационные отчисления 5

6. Прочие расходы 10

7. За вычетом товарно-материальных запасов на конец года 120

8. Всего: сумма издержек 145

9. Валовая прибыль 115

10. Проценты 15

11. Прибыль после вычета процентов 100

12. Налоги 50

13. Чистая прибыль после вычета налогов 50

14. За вычетом дивидендов по привилегированным акциям 4

15. Чистая прибыль держателей обычных акций 46

16. За вычетом дивидендов по обычным акциям 25

17. Резервный капитал 21

В 1994 г. Министерством финансов России была утверждена такая форма отчета о финансовых результатах и их использовании.

1. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Наименование показателя

Код

Прибыль

Убытки

Выручка (валовой доход) от реализации

лизации продукции (работ, услуг)

010

Налог на добавленную стоимость

015

Акцизы

020

030

Затраты на производство реализованной

ованной продукции (работ, услуг)

040

Результат от реализации

050

Результат от прочей реализации

060

Доходы и расходы от внереализационных

зационных операций

070

В том числе:

По ценным бумагам

Всего участия в совместных

Предприятиях

071

Курсовые разницы по операциям с

072

иностранной валютой

073

Итого прибыли и убытков

080

Балансовая прибыль или убыток

090

 

2. Использование прибыли

Платежи в бюджет

200

Отчисления в резервные фонды

Отчислено на:

Фонды накопления

220

Фонды потребления

230

Благотворительные цели

250

Другие цели

260

 Отчет о движении наличности - финансовый документ, получающий все большее признание в последние годы. Анализирует источники и использование наличности. Должен уметь ответить на три ключевых вопроса.

1. Какое количество наличности фирма генерировала за истекший период?

2. Каковы источники наличности (откуда поступил денежный капитал)?

3. Как фирма использовала свою наличность?

Другими словами, документ о движении наличности исследует денежные потоки фирмы

Таблица , Отчет о движении наличности АООТ "Сирин-Цезарь"

 

Источники наличности

План

Факт

1. Доход от основной деятельности,
Включая амортизацию
2. Другие доходы
3, Выпуск акций
4. Банковские займы
5. Прочие поступления
6. Всего денежных поступлений
7. Использование денежных ресурсов
8. Увеличение товарно-материальных
Запасов
9. Увеличение основного капитала
10. Заработная плата
11. Другие издержки
12. Прочие платежи (включая налоги,
Проценты, ссуды и т.п.)
13. Всего выплат

 Фирмам любых размеров рекомендуется составить прогноз движения наличности, хотя его не всегда включают в состав pro forma документов. Обычно прогноз движения наличности составляется на краткосрочный период, часто - на полгода, с разбивкой по месяцам. В прогноз вносятся как плановые, так и последующие фактические показатели.

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Таким образом в настоящей работе мной сделана попытка рассмотреть четыре теоретических вопроса, которые в настоящее время являются очень важными при организации деятельности предприятия особенно предприятия социально-культурной сферы.

Конечно при создании предприятия социально-культурной сферы необходимо учитывать что в мире наживы и становления бизнеса, в наше непростое время, такие предприятия не могут полноценно конкурировать с чисто коммерческими предприятиями ставящими все во главу угла, для основной и конечной цели - получение прибыли, прибыли любой ценой. Поэтому при организации коммерческой деятельности предприятия социально-культурной сферы необходимо учитывать эти факторы и действовать в строгом соответствии с существующими законодательными и правовыми актами.

IV Литература

 

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 1998

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М., 1998

Казаков А.П. Экономика. М., 1996

Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1998

Уткин Э.А. Антикизисное управление М., 1997

 

 Вы всегда можете связаться со мной по e-mail   referats-spb@yandex.ru или перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайт www.diplom-referat.su;   модифицировано : декабря 08, 2008 года.

 

 

Hosted by uCoz