|
С момента своего рождения философия предстает как
триединство связанных между собой моментов: содержания, метода, цели.
Что касается содержания, то философия хочет
объяснить реальность во всех ее частях и моментах без изъятия, реальность как
целое. Что касается метода, то философия стремится к рациональному
объяснению всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент,
логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные
факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с
помощью разума. Цель философии, в конечном счете, состоит в чистом
созерцании истины, чистом желании достичь ее. Греческая философия в целом и есть
эта бескорыстная любовь к правде. «Люди, — писал Аристотель, — философствуя,
ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».
Античная греческая и греко-римская философия имеют
более чем тысячелетнюю историю, начиная с
VII
в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император
Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Внутри этого
периода можно различить следующие фазы:
Начальный период античной философии был тем, что
обычно именуется ее классикой. Это - период VI - IV вв. до н. э.
1) Период натуралистический с его проблемами
физиса (природы) и космоса, между
VI
и
V
вв. до н.э., где действуют ионийцы,
пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.
2) Период так называемый гуманистический,
герои которого — софисты, и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся
определить сущность человека.
3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля,
характеризующийся открытием сверхчувственного и органической
формулировкой основных философских проблем.
Социально-историческая действительность требовала
необычайного развития отдельной человеческой личности, требовала огромного
развития субъективных усилий человека. Но такой человек чувствовал и свою
самостоятельность, тем самым уходил в свои собственные глубины, развивалось
субъективное самочувствие человека. Эту эпоху мы условно называем ранним
эллинизмом, относя ее к IV - I векам до н. э. В античности три главные школы
раннего эллинизма - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
Остальные века античной философии, то есть I - VI
н.э., мы условно называем поздним эллинизмом, условно потому, что сюда
входит и вся римская философия, настолько развивавшаяся под влиянием греческой
философии, что ее тоже удобно будет относить к позднему эллинизму. Сущность
позднего эллинизма имела свою собственную и весьма реально представленную
историю. Окончательный вид философия этого периода получила только в последние
четыре века античной философии, а именно в школе так называемого
неоплатонизма, просуществовавшей в течение III - VI вв. н. э.
4) Период эллинистических школ эпохи
завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры — кинизма,
эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма.
Гибель античной философии.
Античная философия началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф,
оказалась исчерпанной и сама античная философия. Однако умирала она отнюдь не
сразу. В самом конце античности появился целый ряд теорий упадка, которые уже
переставали соответствовать античному духу и стали в той или иной степени
зависеть от христианской идеологии, в те времена прогрессивной и восходившей.
5) Религиозный период античной языческой
мысли — возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.
6) Христианская мысль в ее зарождении и
попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий
греческой философии.
Первой попыткой синтезировать Ветхий Завет с
греческой философией была теория Филона Александрийского, не имевшая
продолжения. Победа христиан была отмечена преодолением способа мышления
древних греков. Она подготовила средневековую цивилизацию, первоначально
антично-христианскую, а позднее европейское христианство. |