|
Многие характерные особенности средневековой
философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе
реализма и номинализма. Реализм в его средневековом
понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под
реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные
предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам
(Ансельм Кентерберийский (1033—1109), универсалии существуют до вещей,
представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому
человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и
есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для
Ансельма Кентерберийского, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь
разум способен постигать общее.
Противоположное направление было связано с
подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило
название номинализма. Расцвет номинализма приходится на
XIII
и особенно
XIV
век; его главные представители — Уильям
Оккам (ок. 1285 — 1349), Жан Буридан (ок. 1300 — ок. 1358),
Николай из Отрекура (ок. 1300 — после 1350) и другие.
В номинализме определяющее значение получает идея
божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт
божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Иоанна Дунса Скота
(ок. 1266—1308), который обосновал зависимость разума от воли и считал
божественную волю причиной всякого бытия. Однако номиналисты пошли дальше Дунса
Скота: если тот считал, что в воле Бога был выбор сущностей,
которые Он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само понятие
сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и
средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в
божественном уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в
качестве прообразов вещей: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи
возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.
Термин «номинализм» происходит от латинского слова
«nomen»,
что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не
обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и
образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда
эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек»,
когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем
только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и
одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека
входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а
после вещей.
Если в человеческой жизни только единичное
действительно, то и в природе только оно имеет значение; но раз только единичное
реально, понятия уже не являются действительными, они – только продукты
субъективного духа, имена, под которыми объединяются множество вещей. Спор
номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего.
Согласно Уильяму Оккаму, реально существует
лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе
возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает
свое значение самостоятельно сущего. Бог, согласно номиналистам, может создать
любое, не нуждаясь для этого в субстанции. В результате умопостигаемое бытие
вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие
(явление) оказываются тождественными. Ориентация на опыт —
характерная черта номинализма.
Номинализм формирует новое представление о познании
и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а
на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание
отдельных свойств вещи), и знание трактуется как установление связи между
явлениями. Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой
онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии
сотворенных сущих. Ум есть не бытие, а представление о бытии,
направленность на бытие. Так в номинализме формируется представление о
субъекте, противостоящем объекту, как особого рода реальности, и о познании
как субъект-объектном отношении. Возникает субъективистское истолкование ума,
человеческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда
достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как
физические — опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры
над знанием, воли — над разумом, практически-нравственного начала — над
теоретическим.
Оккам считал вообще недоступным для человеческого
понимания все содержание веры. Быть в вере мистиком, в науке эмпириком и, где
необходимо скептиком – таков лозунг схоластического номинализма. |