|
Этическое учение Платона предполагает определенное
понимание сущности человека. Он в человеке различает бессмертную душу и
смертное, тленное тело. Душа, по Платону едина и неделима, тело же,
поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души
— не только в ее единстве, но и в ее самодвижении; все, движущее себя само,
согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то
другим, конечно и смертно.
Но если душа едина и неделима, если она есть нечто
самостоятельное и нематериальное, то почему же она нуждается в теле? По
Платону, человеческая душа состоит как бы из двух «частей»: высшей — разумной,
с помощью которой человек созерцает вечный мир идей и которая стремится к
благу, и низшей — чувственной.
Платон — сторонник теории переселения душ;
после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем — в зависимости от того,
насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, — вновь
вселиться в какое-то другое тело (человека или животного). И только самые
совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и
остаются в царстве идей. Тело, таким образом, рассматривается как темница души,
из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои
чувственные влечения высшему стремлению к благу. Достигается же это путем
познания идей, которые созерцает разумная душа.
С учением о предсуществовании душ связано
представление Платона о познании как припоминании. Еще до своего
воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и
могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому и теперь для
нее чувственные явления — лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их
подлинную сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает.
С учением о человеке и душе тесно связана теория
государства Платона. Этика греческого философа имела целью создание
совершенного человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ
протекала в полисах — городах-государствах — создание идеального государства.
Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а
скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества.
Платон делит людей на три разных типа в зависимости
от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная,
аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает
разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей,
устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности
во всем касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами, или
философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве. При
преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями —
храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества,
необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопасности
государства. Наконец, люди «вожделеющего» типа должны заниматься физическим
трудом, ибо они с самого начала принадлежат к телесно-физическому миру: это —
сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни
государства. Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон
ценит очень высоко: это мера.
Согласно Платону, справедливое и совершенное
государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому
человек живет ради государства, а не государство — ради человека. В
учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего
над индивидуальным. Но идеальное государство в земных условиях едва ли удастся
создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в
реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко
выливается в самую страшную тиранию. |