Распространение оленеводства, возникшего у
народов Северной Азии под влиянием коневодства, привело к развитию на основе
древнего типа таежных охотников нового хозяйственно-культурного типа второй
группы — таежных охотников-оленеводов. В условиях тайги оленеводство
получило преимущественно транспортное значение. Появление этого нового вида
транспорта сделало таежного охотника еще более подвижным, позволило ему
значительно расширить район кочевания. Основные особенности материальной
культуры с распространением оленеводства остались в значительной степени
прежними: тот же чум, лодка-берестянка, распашной тип одежды и т. д.
Оленеводство в этом хозяйственно-культурном типе вьючно-верховое, что связано, с
одной стороны, с малой пригодностью нартовой езды в сибирской тайге, с другой
же стороны — с небольшими размерами оленьего стада. Самыми характерными
представителями этого типа являются эвенки, расселившиеся на огромном
пространстве от Енисея до Охотского побережья. Сюда же относятся эвены
(ламуты) и некоторые другие группы таежной полосы Сибири.
Наконец, в полосе тундры выработался в еще более
позднее время хозяйственно-культурный тип оленеводов тундры. Богатые
пастбищами пространства тундры создали возможность значительно увеличить
численность оленьих стад. Здесь олень является не только и даже не столько
транспортным животным, сколько основным источником
существования: мясо его — главная пища, шкура служит и для изготовления
одежды, и для покрытия жилища, и для разных домашних поделок. Транспортное
оленеводство — нартово-упряжное. Одежда — глухого покроя; при езде на
оленной нарте в открытой тундре она необходима; при верховой езде на олене в
тайге, напротив, неудобна. Рассматриваемый хозяйственно-культурный тип имеет
две географические области распространения: на крайнем северо-востоке Сибири у
чукчей и коряков и на северо-западе — у ненцев и соседних с
ними народов.
Оленные чукчи и коряки вели кочевой образ жизни, с
оленеводством был тесно связан весь годовой цикл хозяйственной деятельности.
Традиционным жилищем служила переносная яранга, состоящая из двух частей —
цилиндрического остова и конической крыши. Остов сооружался из шестов, покрытием
служили оленьи шкуры. Внутри яранги устраивался своеобразный полог — закрытое
со всех сторон оленьими шкурами помещение в виде куба. Между оседлыми и
кочевыми группами чукчей и коряков был развит натуральный обмен. Береговые
жители привозили шкуры и жир морских животных, а взамен получали продукты
оленеводства. Обмен этот играл настолько важную роль, что оседлые и кочевые
группы обоих народов были неразрывно связаны между собой экономически.
Вы всегда можете связаться со мной по e-mail referats-spb@yandex.ruили перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайтwww.diplom-referat.su;
модифицировано :15 февраля 2011 года.