10 лет на рынке написания работ на заказ!! 

Поиск | Стоимость | Дипломы | Карта сайта| Услуги | Работы из интернета | Гарантии | Примеры работ | Предметы | Заказать | Чаво | яндекс-деньги и WebMoney | Статьи | Юмор | Справочная | Предостережение | Обратная связь | Ссылки коллег | ГОСТ | Соавторам |

 | ФОРУМ |

 

Rambler's Top100
   

Вопрос 63. Оленеводы Сибири


Распространение оленеводства, возникшего у народов Северной Азии под влиянием коневодства, привело к развитию на основе древнего типа таежных охотников нового хозяйственно-культурного типа второй группы — таежных охотников-оленеводов. В условиях тайги олене­водство получило преимущественно транспортное значе­ние. Появление этого нового вида транспорта сделало таежного охотника еще более подвижным, позволило ему значительно расширить район кочевания. Основные осо­бенности материальной культуры с распространением оленеводства остались в значительной степени прежни­ми: тот же чум, лодка-берестянка, распашной тип одеж­ды и т. д. Оленеводство в этом хозяйственно-культурном типе вьючно-верховое, что связано, с одной стороны, с ма­лой пригодностью нартовой езды в сибирской тайге, с другой же стороны — с небольшими размерами оленье­го стада. Самыми характерными представителями этого типа являются эвенки, расселившиеся на огромном про­странстве от Енисея до Охотского побережья. Сюда же относятся  эвены   (ламуты)   и  некоторые  другие  группы таежной полосы Сибири.

Наконец, в полосе тундры выработался в еще более позднее время хозяйственно-культурный тип оленеводов тундры. Богатые пастбищами пространства тундры создали возможность значительно увеличить численность оленьих стад. Здесь олень является не только и даже не столько    транспортным    животным,    сколько    основным источником существования: мясо его — главная пища, шкура служит и для изготовления одежды, и для по­крытия жилища, и для разных домашних поделок. Транс­портное оленеводство — нартово-упряжное. Одежда — глухого покроя; при езде на оленной нарте в открытой тундре она необходима; при верховой езде на олене в тайге, напротив, неудобна. Рассматриваемый хозяйст­венно-культурный тип имеет две географические области распространения: на крайнем северо-востоке Сибири у чукчей и коряков и на северо-западе — у ненцев и соседних с ними народов.

Оленные чукчи и коряки вели коче­вой образ жизни, с оленевод­ством был тесно связан весь годовой цикл хозяйственной деятельности. Традиционным жилищем служила переносная яранга, состоящая из двух частей — цилиндрического остова и конической крыши. Остов сооружался из шестов, покрытием служили оленьи шкуры. Внутри яранги устраивался своеобразный по­лог — закрытое со всех сторон оленьими шкурами поме­щение в виде куба. Между оседлыми и кочевыми груп­пами чукчей и коряков был развит натуральный обмен. Береговые жители привозили шкуры и жир морских животных, а взамен получали продукты оленеводства. Обмен этот играл настолько важную роль, что оседлые и кочевые группы обоих народов были неразрывно связаны между собой экономически.
 

Rambler's Top100

 

 Вы всегда можете связаться со мной по e-mail   referats-spb@yandex.ru или перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайт www.diplom-referat.su;   модифицировано :15 февраля 2011 года.

 

 

Hosted by uCoz