10 лет на рынке написания работ на заказ!! 

Поиск | Стоимость | Дипломы | Карта сайта| Услуги | Работы из интернета | Гарантии | Примеры работ | Предметы | Заказать | Чаво | яндекс-деньги и WebMoney | Статьи | Юмор | Справочная | Предостережение | Обратная связь | Ссылки коллег | ГОСТ | Соавторам |

 | ФОРУМ |

 

Rambler's Top100
   

Вопрос 23. Понятие этноса - как объект этнографического исследования. Основные позиции в отечественной этнографии


Люди, населяющие Земной шар, образуют множество разнообраз­ных общностей. Особое место среди них как по значимости в куль­туре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуе­мые в повседневном русском языке народами, а в научной литера­туре — этносами. В отечественной этнологии довольно часто используется понятие «этничность», как совокупность характерных культурных черт этничес­кой группы. 

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, в том числе языка. А также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Этническая картина мира предполагает существование специаль­ных социальных маркеров, призванных дифференцировать этни­ческие группы. Эти различительные маркеры образуются на разно­образной основе, включая физический облик, географическое по­ложение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже одежду или пищу. Но все вместе или в отдельности они употребля­ются для обозначения индивида в качестве представителя опреде­ленной этнической общности, т.е. его этничности.

Этнографическая наука в России не замыкалась в кругу узко местных вопросов и задач, русские ученые сделали крупный вклад в разработку общих проблем этнографии, они в немалой степени участвовали в общем развитии мировой этнографической науки, во многих случаях опережали достижения ученых других стран.

Что внесли русские ученые в мировую этнографическую науку? Прежде всего — самое понимание задач этнографии как науки, определение ее места среди других наук, ее специфики, ее метода.

 По словам Бэра, сравнительная этнография дополняет историческую науку, в особенности там, где ощущается недостаток в прямых исторических данных.

Еще более ясное понимание задач этнографии обнаружил Н.И. Надеждин. Надеждин точно определяет разницу между этнографическим материалом и этнографией как наукой. «Наука является только тогда, когда, во-первых, сбор материалов производится не небрежно и урывочно, но систематически, в порядке, связи и полноте; во-вторых, собранный материал должен быть пропущен сквозь «чистительное горнило строгой, разборчивой критики».

С важнейшим вопросом этнографии - учении о развитии человечества на ранних ступенях его истории,  связано с решением проблемы периодизации истории. Одним из важных научных приемов систематизации этнографического материала является установление исторической последовательности стадий развития, исходящее из идеи единства и закономерности исторического процесса. Размещение отдельных народов, живых и древних, по стадиям единого исторического процесса — с учетом, разумеется, всех конкретно-исторических условий и особенностей в каждом отдельном случае — дает возможность превратить этнографическую науку в могучее орудие исторического познания.

Для понимания задач этнографии, как науки, важен правильный взгляд на взаимоотношения ее со смежными науками и — еще более — умение правильно сочетать данные этих наук. В принципе все признают необходимость тесной увязки этнографического материала с данными археологии, антропологии, лингвистики, письменной истории. Но одно дело признавать, другое — уметь практически применять, разрабатывать, комбинировать материал этих смежных, но самостоятельных наук. Для этого надо его прежде всего хорошо знать, а это требует незаурядной эрудиции одновременно в нескольких науках. Помимо этого, самый метод сочетания данных, заимствованных из разных наук, требует особой разработки.

Русские и советские ученые делали и делают существенные взносы в сокровищницу мировой науки. Изучение материальной культуры, выработка методики изучения народных построек, одежды -  работы советских ученых, таких, как Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева, Д.К. Зеленин и др., составили новую эпоху в этнографической науке. Такова — в еще большей мере — разработка в трудах советских исследователей проблем этногенеза (Л.Н.Гумилев), области, где перекрещиваются друг друга дополняющие исследования историков, антропологов, лингвистов, археологов и этнографов.

Советская этнографическая наука выступает наследницей лучших традиций более чем двухвековой истории русской этнографии.
 

Rambler's Top100

 

 Вы всегда можете связаться со мной по e-mail   referats-spb@yandex.ru или перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайт www.diplom-referat.su;   модифицировано :15 февраля 2011 года.

 

 

Hosted by uCoz