Вопрос 23. Понятие этноса - как объект этнографического исследования.
Основные позиции в отечественной этнографии
Люди, населяющие Земной шар, образуют множество
разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре,
так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном
русском языке народами, а в научной литературе — этносами. В
отечественной этнологии довольно часто используется понятие «этничность»,
как совокупность характерных культурных черт этнической группы.Этнос – исторически сложившаяся на определенной
территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно
стабильными особенностями культуры, в том числе языка. А также сознанием своего
единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием),
фиксированном в самоназвании (этнониме).
Этническая картина мира предполагает существование
специальных социальных маркеров, призванных дифференцировать этнические
группы. Эти различительные маркеры образуются на разнообразной основе, включая
физический облик, географическое положение, хозяйственную специализацию,
религию, язык и даже одежду или пищу. Но все вместе или в отдельности они
употребляются для обозначения индивида в качестве представителя определенной
этнической общности, т.е. его этничности.
Этнографическая наука в России не замыкалась в кругу
узко местных вопросов и задач, русские ученые сделали крупный вклад в разработку
общих проблем этнографии, они в немалой степени участвовали в общем развитии
мировой этнографической науки, во многих случаях опережали достижения ученых
других стран.
Что внесли русские ученые в мировую этнографическую
науку? Прежде всего — самое понимание задач этнографии как науки, определение ее
места среди других наук, ее специфики, ее метода.
По словам Бэра, сравнительная этнография дополняет
историческую науку, в особенности там, где ощущается недостаток в прямых
исторических данных.
Еще более ясное понимание задач этнографии обнаружил
Н.И. Надеждин. Надеждин точно определяет разницу между этнографическим
материалом и этнографией как наукой. «Наука является только тогда, когда,
во-первых, сбор материалов производится не небрежно и урывочно, но
систематически, в порядке, связи и полноте; во-вторых, собранный материал должен
быть пропущен сквозь «чистительное горнило строгой, разборчивой критики».
С важнейшим вопросом этнографии - учении о развитии
человечества на ранних ступенях его истории, связано с решением проблемы
периодизации истории. Одним из важных научных приемов систематизации
этнографического материала является установление исторической последовательности
стадий развития, исходящее из идеи единства и закономерности исторического
процесса. Размещение отдельных народов, живых и древних, по стадиям единого
исторического процесса — с учетом, разумеется, всех конкретно-исторических
условий и особенностей в каждом отдельном случае — дает возможность превратить
этнографическую науку в могучее орудие исторического познания.
Для понимания задач этнографии, как науки, важен
правильный взгляд на взаимоотношения ее со смежными науками и — еще более —
умение правильно сочетать данные этих наук. В принципе все признают
необходимость тесной увязки этнографического материала с данными археологии,
антропологии, лингвистики, письменной истории. Но одно дело признавать, другое —
уметь практически применять, разрабатывать, комбинировать материал этих смежных,
но самостоятельных наук. Для этого надо его прежде всего хорошо знать, а это
требует незаурядной эрудиции одновременно в нескольких науках. Помимо этого,
самый метод сочетания данных, заимствованных из разных наук, требует особой
разработки.
Русские и советские ученые делали и делают
существенные взносы в сокровищницу мировой науки. Изучение материальной
культуры, выработка методики изучения народных построек, одежды - работы
советских ученых, таких, как Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева, Д.К. Зеленин и др.,
составили новую эпоху в этнографической науке. Такова — в еще большей мере —
разработка в трудах советских исследователей проблем этногенеза (Л.Н.Гумилев),
области, где перекрещиваются друг друга дополняющие исследования историков,
антропологов, лингвистов, археологов и этнографов.
Советская этнографическая наука выступает наследницей
лучших традиций более чем двухвековой истории русской этнографии.
Вы всегда можете связаться со мной по e-mail referats-spb@yandex.ruили перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайтwww.diplom-referat.su;
модифицировано :15 февраля 2011 года.