Одной из характерных черт современного научного
мировоззрения является сомнение в возможности построения общей универсальной
антропологической теории, с помощью которой можно объяснить все многообразие
человеческих проявлений. Кроме того, стало совершенно понятно, что известные
теоретические этнокультурные построения далеко не изоморфны (однозначно
соответствующих) описываемой ими реальности, они являются только ее моделями и
инструментами познания. Поэтому в современной этнологии не ставится задача
описать существование и движение человечества в целом в глобальном масштабе и
исчерпывающим образом понять путь его становления от момента зарождения до
сегодняшнего дня. Сейчас очевидно, что при изучении и локальных, и глобальных
процессов происходит исследовательский отбор, в соответствии с которым
изучаются не все процессы, а лишь наиболее значимые с точки зрения
репрезентативности для этноса и его культуры. Поэтому современная
познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью, т.е.
научные исследования концентрируются вокруг социально значимых проблем, а для
их решения используются наборы уже существующих теорий или, если, необходимо,
разрабатываются новые концептуальные модели.
Такая идеология проведения социокультурных
исследований получила в науке название «постмодерн». Здесь приоритет
отдается непосредственному восприятию перед рациональным
конструированием, переименованию перед законченной логической схемой.
Многообразие ощущений и переживаний образует одну из основных черт постмодерна —
его плюрализм. Плюрализм постмодерна основывается также на осознании
множественности сосуществующих и неустранимых этнокультурных идентичностей и
самоидентификации людей. При этом важно то, что постмодерн исходит из
признания множества принципов и форм самоорганизации этнокультурной жизни.
Поэтому постмодернизм следует рассматривать как последовательную доминанту,
которая исходит из присутствия и сосуществования в мире совершенно различных
этнокультурных реальностей.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в
задачи этнологии, связанной с идеологией постмодерна, входит изучение
внутриэтнических и межэтнических процессов, порождающих
этнокультурные отношения. Соответственно акцент смещается на те ранее не
замеченные, но существенные свойства человека, которые обусловливают его
отношения с окружением. Речь идет о тех неотрефлексированных механизмах, которые
определяют содержание этнических культур в повседневных контактах людей,
сохраняют устойчивость в динамичной жизненной среде и которые сегодня являются
основным предметом исследования в рамках постмодернистской этнологии.