Родиной диффузионистского течения была Германия. Цель
диффузионистских школ состояла в показе пространственного распространения
культур или отдельных культурных элементов, выявлении областей их
происхождения, реконструкции путей и способов их распространения.
В этнологии под диффузией стали понимать
распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю,
переселение, завоевание. Идея уникальности возникновения культурных элементов в
определенных географических регионах и последующего распространения их из
центра зарождения.
Ф. Ратцель
(1844-1904), немец - основатель диффузионизма. Расы смешиваются, языки меняются
и исчезают, самоназвание народностей меняется и только культурные предметы
сохраняют свою форму и ареал бытия. Поэтому важнейшая задача этнологии — изучать
распространение предметов культуры. «Антропогеография» (1882), «Народоведение»
(1885) и «Земля и жизнь» (1891),. где он попытался нарисовать общую картину
расселения человечества на Земле и развития культуры в связи с географическими
условиями. Вызванные природными условиями различия между культурами народов,
постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических
предметов через культурные контакты народов.
Л. Фробениус
(1873-1938). «Происхождение африканских культур»
(1898), рассматривал культуры как живые организмы, которые переживают
рождение, детство, зрелый возраст, старость и, наконец, умирают. При этом
культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек, скорее, продукт
или объект культуры, а не ее творец. Следовательно, человек (народ) — это
не создатель, а только носитель культуры.Ф. Гребнер
(1877-1934). «Метод этнологии» (1911). На основе работ Фробениуса и Ратцеля
Гребнер создал теорию культурных кругов, он утверждал, что ему удалось
объединить культурные достижения народов всей Земли на догосударственной
стадии развития в шесть культурных кругов (или культур), каждый из
которых состоит из 19—20 элементов. К числу последних относил явления
материальной и духовной культуры и общественной жизни. О каком бы культурном
факте ни шла речь, каждый из них появлялся лишь один раз в истории, в каком-то
одном месте, принадлежа с самого начала какой-то одной культуре и вместе с ней
распространяясь по другим культурным кругам.
Гребнер сделал вывод, что в истории человечества и
его культуры нет повторяемости, а следовательно, нет и никаких закономерностей.
К. Уисслер
(1870-1947). В труде «Американский индеец» (1917) Уисслер пришел к выводу, что
культура представляет собой результат приспособления отдельной группы людей к
определенной экологической среде, он доказал, что материальные и духовные
элементы культуры, а также соматические (телесные) признаки людей
распространяются путем диффузии между реально существующими культурными
областями. Сформулировал общий закон культурной диффузии:
антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях от
центра своего происхождения, концентрическим образом, т.е. простые формы
занимают окраинное положение, а центральная позиция принадлежит более сложным.
У. Риверс
(1864-1922). «История меланезийского общества» (1914), пришел к выводу, что
нельзя рассматривать развитие родственных и общественных отношений у
меланезийцев как простую эволюцию. Появление новых культур возможно путем
смешения, а не эволюции.
Можно выделить базовые идеи, общие для этого
направления в целом:
• Культура является живым организмом, рождающимся и
развивающимся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры
возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару.
• Основными факторами развития культуры являются
заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур
затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы,
культы, обычаи и пр.
• У каждой культуры есть свой центр зарождения и
распространения; найти эти центры каждой культуры — главная задача этнологии.
• Методом исследования культур является изучение
культурных кругов или ареалов распространения, элементов культуры.
• Каждый элемент культуры возникает только однажды;
составив карту его распространения, можно определить первоначальное место
зарождения каждого элемента.
Вы всегда можете связаться со мной по e-mail referats-spb@yandex.ruили перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайтwww.diplom-referat.su;
модифицировано :15 февраля 2011 года.