10 лет на рынке написания работ на заказ!! 

Поиск | Стоимость | Дипломы | Карта сайта| Услуги | Работы из интернета | Гарантии | Примеры работ | Предметы | Заказать | Чаво | яндекс-деньги и WebMoney | Статьи | Юмор | Справочная | Предостережение | Обратная связь | Ссылки коллег | ГОСТ | Соавторам |

 | ФОРУМ |

 

Rambler's Top100
   

Вопрос 11. Диффузионизм в этнографии


Родиной диффузионистского течения была Германия. Цель диффузионистских школ состояла в показе пространственного распространения куль­тур или отдельных культурных элементов, выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распростра­нения.

В этнологии под диффузией стали понимать распро­странение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Идея уникальности возникновения куль­турных элементов в определенных географических регионах и пос­ледующего распространения их из центра зарождения.

Ф. Ратцель (1844-1904), немец - основатель диффузионизма. Расы смешиваются, языки меняются и исчезают, самоназвание народностей меняется и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия. Поэтому важнейшая задача этнологии — изучать распространение предметов культуры. «Антропогеография» (1882), «Народоведение» (1885) и «Земля и жизнь» (1891),. где он попытался нарисовать общую картину расселения че­ловечества на Земле и развития культуры в связи с географическими условиями. Вызванные природными ус­ловиями различия между культурами народов, постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемеще­ниям этнографических предметов через культурные контакты на­родов.

 Л. Фробениус (1873-1938). «Происхождение африканских культур» (1898), рассматривал культуры как живые организ­мы, которые переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость и, наконец, умирают. При этом культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек, ско­рее, продукт или объект культуры, а не ее творец. Следовательно, человек (народ) — это не создатель, а только носитель культуры.

Ф. Гребнер (1877-1934). «Метод этнологии» (1911). На основе работ Фробениуса и Ратцеля Гребнер создал теорию культурных кругов, он утверждал, что ему удалось объединить культурные дости­жения народов всей Земли на догосударственной стадии развития в шесть культурных кругов (или культур), каждый из которых состо­ит из 19—20 элементов. К числу последних относил явления материальной и духовной культуры и общественной жизни. О каком бы культурном факте ни шла речь, каждый из них появлялся лишь один раз в ис­тории, в каком-то одном месте, принадлежа с самого начала какой-то одной культуре и вместе с ней распространяясь по другим куль­турным кругам.

Гребнер сделал вывод, что в ис­тории человечества и его культуры нет повторяемости, а следова­тельно, нет и никаких закономерностей.

К. Уисслер (1870-1947). В труде «Американский индеец» (1917) Уисслер пришел к выводу, что культура представляет собой результат приспособле­ния отдельной группы людей к определенной экологической среде, он доказал, что материальные и духовные элементы культуры, а также соматические (телесные) признаки людей распро­страняются путем диффузии между реально существующими куль­турными областями.        Сформулировал общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях от цент­ра своего происхождения, концентрическим об­разом, т.е. простые формы занимают окраинное положение, а цент­ральная позиция принадлежит более сложным.

 У. Риверс (1864-1922). «История меланезийского общества» (1914), пришел к выводу, что нельзя рассматривать раз­витие родственных и общественных отношений у меланезийцев как простую эволюцию. Появление новых культур возможно путем сме­шения, а не эволюции.

Можно выделить базовые идеи, общие для этого направления в целом:

• Культура является живым организ­мом, рождающимся и развивающимся в определенных географичес­ких условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном ре­гионе и оттуда распространяется по всему земному шару.

•  Основными факторами развития культуры являются заимство­вания, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.

•  У каждой культуры есть свой центр зарождения и распростра­нения; найти эти центры каждой культуры — главная задача этно­логии.

•  Методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения, элементов культуры.

•  Каждый элемент культуры возникает только однажды; составив карту его распространения,  можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.
 

Rambler's Top100

 

 Вы всегда можете связаться со мной по e-mail   referats-spb@yandex.ru или перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайт www.diplom-referat.su;   модифицировано :15 февраля 2011 года.

 

 

Hosted by uCoz