|
Так как приходится делать большое
количество работ в различные ВУЗы страны, то давно заметил, что стандарт
для преподавателей -ЩИТ. Им можно прикрыть свою невежественность от
студентов, оттолкнуть - Делайте "по стандарту", при этом, какой
он, этот неведомый стандарт (как и синяя птица), каждый представляет в
меру своей фантазии. Пользоваться же реальным стандартом,
очень мало кто умеет.
Вот к примеру, лежат на столе три
методички Санкт-Петербургского государственного политехнического
университета.
Дипломное проектирование по
специальности 060500 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит: Метод,
указания /Сост.: В.А. Дуболазов, Н.Л. Вещунова, Н.В. Неелова. СПб.:
Изд-во СПбГПУ, 2004. 50 с.
Дипломное проектирование по
специальности 061500 - Маркетинг: Метод. указания /Сост.: В.А. Дуболазов,
Н.В. Павлов, Н.В. Неелова. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 58 с.
Занимательная, скажу вам, книжечка.
Особенно мне понравилось требование
печатать на страницах А5 дипломные работы. Представляете? Все в стране
требуют печатать 14 шрифтом на страницах А4, т.к. профессора старенькие,
им не особенно удобно вчитываться даже в 12 шрифт. А вот теперь
представьте страницу А5 с 10 шрифтом, да еще отпечатанную с обеих сторон
на струйном принтере, и скрепленную книжечкой. Почему другие, спросите,
не печатают на обеих сторонах листа? - да потому что плохие принтеры
(струйные) на некачественной бумаге сделают текст не читаемым. Но и тут
наш СПБГПУ был впереди планеты всей..
Это видение не для слабонервных. При
этом, главный акцент в требованиях ВУЗА сводится к тому, как же студенту
объяснить, как же все таки выполнить такое чудное требование, да как
правильно расставлять номера страниц и оформлять содержание. При этом,
кое где номера страниц должны быть видны.. а кое где и не должны.
Видимо, подразумевается, что выпускник, получив неоценимый багаж знаний
в этом ВУЗе, должен нумеровать работу ручкой. Да и сам диплом, можно не
думая, писать с методички. Если студент начал думать, и что-то
предлагать и доказывать- ЭТО КРАМОЛА! Тогда его рассуждения никак
не запихнуть в жесткие требования методички. Тут глава такая то в ней 7
страниц, два параграфа, и называются они так то и так то. А тут такая то
глава, в ней 22 страницы, и две части..
- Почему спросите ручкой? Да потому, что
там такие требования, что их в едином документе средствами
WinWord очень сложно реализовать.
Причем, те особо
продвинутые, кто знает о шаблонах WinWorda
типа "печать текста книжкой", могут расслабиться. Этот шаблон неплохо
печатает простой текст, а на таблицах и схемах, графиках и диаграммах,
коих много в дипломе, он загибается.
Я давно делаю дипломные работы и довольно много
общаюсь с студентами, и соответственно через них- с различными группами
преподавателей, и все больше склоняюсь к мысли, что умение выражать свои
мысли при помощи основных программ нужно преподавать и кандидатам, и
докторам наук. И ставить в зависимость заработную плату от знания этих
основ.
Особенно заметно
компьютерная безграмотность на их собственных работах или требованиях к работам.
Поверьте, я видел не одну сотню диссертаций. Кто - в лес, кто - по
дрова. А некоторые требования, иначе как бездумными, не назовешь. Или их
составлял человек, который видел компьютер лишь издали, и уж совсем не
представляет, что и как он может.
Я понимаю, научная работа и компьютер-
разные вещи. Можно быть гением, и писать ручкой. Но раз требуешь
оформления до запятой, то и сам понимай, как и чем это возможно сделать.
Так к примеру, меня есть методичка
Института Сервиса и Экономики, в которой выдвинуто требование к
оформлению ссылок и сносок. А оформляются они, как в далеком 65м году.
Никаких автоматизаций, никаких встроенных средств к которым стремятся
целые поколения программистов. все просто. [6,
c.45] а если вдруг в список литературы добавится еще один
документ, или законодательный акт, то будь добр, ВСЕ СНОСКИ ПЕРЕНУМЕРУЙ
ручками! Сядь, дорогой студент, распечатай список литературы, и сопоставляй какой номер
был этот источник ДО и каким он стал ПОСЛЕ. Причем, выбора то нет.. ТОЛЬКО ТАК, И НИКАК ИНАЧЕ. Это
при том, что на дворе 21 век, и сноски WinWord
выполняет все самостоятельно, но там они КНИЖНЫЕ, т.е. внизу страницы.
Так видно на что мы ссылаемся, и более профессионально документ
смотрится. А как понять на что ведет это: [6, c.45]
?
При этом, методичка, которую так же
можно увидеть на соседних кафедрах представляет из себя, просто
издевательство над документом. Я даже выкладываю ее для анализа
<<Скачать>>
Особенно жалкое зрелище этот документ
представляет если в WinWord разрешить показ
всех непечатных символов. Бедный автор этого произведения, даже
страницы руками подписывал.
Чего же тогда хотят от
выпускников?
-Думать- не нужно, за
вас подумали уже..
-Уметь работать с
компьютером, оперировать знаниями -зачем..? мы вот не умеем, и
даже научные звания и высокие должности занимаем, не это ли показатель?
Но, кто тогда, простите,
выходит из стен ВУЗов?
Может тогда наш бизнес,
написание дипломов и рефератов на заказ не столь аморален? Пусть хоть
несколько раз студент взглянет на хорошо оформленный документ и если у
него есть серое вещество -попробует повторить нечто подобное? Ведь
увидев хорошую схему, пытливый ум попытается понять чем ее рисовали,
найти программу и повторить для своих нужд?. Имея
winword документ не сложно посмотреть что за объект, и чем он
создан..
Одним словом, всё наше
образование, в том виде в котором я его вижу, тянет общество назад, к каменному топору.
Губят и душат у еще мыслящих студентов всякое желание мыслить дальше и
излагать свои мысли. Сами не зная даже основ, требуют каких то знаний от
студентов, при этом даже не имея возможности понять мысль дипломного
проекта концентрируют свои претензии к запятым и сноскам, в лучшем
случае, а в худшем- загоняют по шаблон методички, после чего работа ни о
чем не говорит.
Это я даже не
вспоминаю тех руководителей, кто требует написанные работы ручкой, а таких на моей
практике, не мало даже в С-Петербурге, вроде
как центре культуры и образования.
В.Ю. Орлов |