10 лет на рынке написания работ на заказ!! 

Поиск | Стоимость | Дипломы | Карта сайта| Услуги | Работы из интернета | Гарантии | Примеры работ | Предметы | Заказать | Чаво | яндекс-деньги и WebMoney | Статьи | Юмор | Справочная | Предостережение | Обратная связь | Ссылки коллег | ГОСТ | Соавторам |

 | ФОРУМ |

 

А. В. Баженов Социально - психологические предпосылки уголовной ответственности несовершеннолетних.

Актуальность данной проблемы обусловлена, прежде всего, огромным интересом к ней со стороны целой плеяды выдающихся современных ученых, таких как: Астемиров З.А., Бабаев М.М., Брайнин Я.М., Кариец И.И., ... Однако единое мнение по данной проблеме так и не сложилось, а горячие дискуссии и споры сопутствуют ей и по сей день. Исследование стоящей проблемы имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Глубокое изучение уголовной ответственности несовершеннолетних и ее социально-психологических предпосылок необходимо для обоснованного установления минимального возраста уголовной ответственности, а также определения размеров, пределов и вида уголовного наказания, назначаемого несовершеннолетнему преступнику. Кроме того, социально-психологический аспект рассматриваемой темы позволяет наиболее полно выяснить генезис преступного поведения несовершеннолетних, причины и условия, способствующие совершению ими преступлений.

Без правильного уяснения понятия уголовной ответственности нельзя определить ее специфику применительно к несовершеннолетним. В современных условиях, раскрытие ее сущности требует выхода из узких юридических рамок и преодоления устоявшихся схем. Уголовную ответственность следует рассматривать в более широких социально-психологическом и криминологическом аспектах, с учетом ее сложной структуры, связей и опосредований. Она имеет множество диалектически переплетающихся сторон, обусловленных отражением в ней объективного и субъективного, социального и личностного, а также характером правоотношений, с которыми она связана.

Уголовная ответственность в объективном смысле представляет собой возложение на правосубъектных лиц обязанности не совершать деяния, признаваемые уголовным законом как преступные, а в случае нарушения ими этой обязанности — привлечение их к ответу перед органами правосудия посредством вменения в вину совершенного преступления и применения соответствующих санкций. А в субъективном смысле она предполагает усвоение правосубъектными лицами указанной обязанности, отражение ее в их сознании и сообразовывание ими своего поведения и поступков с требованиями уголовного закона, а в случаях нарушения этих требований и совершения преступления — осознанную обязанность и вынужденность отвечать за содеянное перед органами правосудия и понести заслуженное наказание.

Установление уголовной ответственности в законе происходит не произвольно, а на основе учета закономерностей формирования личности, объективных условий и субъективных предпосылок этого процесса. При этом, формирующаяся личность может быть признана субъектом уголовной ответственности начиная с определенного возраста, по мере приобретения ею необходимого уровня правового сознания. Поэтому уголовная ответственность несовершеннолетних имеет свои особенности.

Социально-психологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних предполагает выяснение того, на каком этапе своего развития формирующаяся личность приобретает способность нести эту форму ответственности с точки зрения уголовного закона. С точки зрения психологии, уголовная ответственность отражает определенный уровень индивидуального сознания, психологического созревания личности, и поэтому является составной частью воспитания ответственной личности.

Воспитание и приучение к поведению, проникнутому чувством ответственности, происходит одновременно с формированием личности на всем протяжении развития человека, начиная с детских лет. Постигая элементарные "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо", получая за свои поступки поощрения или взыскания, ребенок с самого раннего детства приучается к нормам поведения, к ответственному поведению. Будучи проявлением элементов сознания ( во всех его сферах: интеллектуальной, эмоциональной и волевой ), поведение постепенно приобретает социально значимый характер, поскольку является отражением взаимоотношений с другими людьми ( с родителями, членами семьи, со своими сверстниками и др. ).

Дальнейшее развитие индивида связано с расширением круга его связей и отношений, социальных ролей, которые выпадают на его долю. При этом он начинает приобретать перспективное представление об этих ролях, и постепенно, поэтапно выполнять их, становясь участником все новых и новых общественных отношений и социальных связей. Одновременно он выступает субъектом вытекающей из этих отношений социальной ответственности.

Для рассматриваемой проблемы очень важно уяснение именно процесса формирования индивидуального сознания личности ( при активном проникновении содержания общественного сознания ), которое развивается как по содержанию, так и по форме ( мировоззрение, политические взгляды, нравственное сознание, религиозное сознание, правовое сознание, эстетические вкусы, чувства ). При этом, отражение правовых явлений в сознании индивида имеет специфические особенности.

Эта специфика объясняется тем, что отражение правовых, как впрочем и политических, явлений в индивидуальном сознании происходит гораздо позже ( на основе уже накопленного социального опыта ), чем отражение нравственных, эстетических и иных явлений. Так же, важно отметить и тот факт, что правовое индивидуальное сознание в уголовноправовом аспекте имеет ту особенность, что оно наиболее созвучно нравственному сознанию. Усвоение же уголовно-правовых явлений нельзя сводить к простому знанию уголовного закона, к осведомленности лица о содержащихся в нем запретах и предписаниях. Иначе пришлось бы ставить уголовную ответственность в зависимость от знания или незнания закона, а между тем, уголовная ответственность должна отражать определенный уровень развития личности и иметь объективные предпосылки, основываться на закономерностях поэтапного формирования личности.

Поэтому не следует принимать и значение целенаправленного приучения личности к определенной форме ответственности, к выполнению именно тех норм и требований соблюдению которых она служит. То есть, хотя запрещенные уголовным законом деяния, то есть преступления, всегда являются предосудительными с точки зрения обыденного и нравственного сознания, однако, об установлении уголовной ответственности за их совершение и возможных последствиях для виновного государство должно доводить до сведения всех правосубъектных лиц. Это особенно необходимо для несовершеннолетних, достигающих в ходе возрастной эволюции такого момента, с которого начинается уголовная ответственность.

В этом плане, имеет исключительно большое значение распространение уголовно-правовых знаний среди несовершеннолетних, достижение того, чтобы они не просто осведомлялись о его нормах и требованиях, а осмысленно усваивали их.

Рассматривая проблему уголовной ответственности несовершеннолетних в социально-психологическом аспекте, необходимо выделить решающий критерий, который, отражая уровень сознания личности, степень ее социализации, одновременно служил бы предпосылкой этой ответственности. В качестве такого критерия в уголовном праве принято рассматривать понятие "вменяемость". Однако, теоретическая разработка этого критерия, являющегося по существу социально-психологическим и правовым институтом, проходила односторонне и приобрела медико-психиатрическую окраску. Именно это и привело к традиции рассматривать вменяемость лишь как антитезу невменяемости, то есть психического состояния человека, исключающего уголовную ответственность.

Законодательства зарубежных государств используют различную терминологию для определения вменяемости. Например, "способность быть виновным", "зрелость для уголовной ответственности", "разумение" ... . Действительно, зрелость несовершеннолетнего для уголовной ответственности могла бы быть обозначаема традиционным понятием "вменяемость" если бы в его содержание вкладывался более широкий социально-психологический смысл, который и имеется в виду в обычном, а не специальном его употреблении. Так, в " Словаре русского языка" С. И. Ожегова оно определяется как " способность нести ответственность перед законом за свои действия".

В таком случае вменяемость можно рассматривать как свойство, неотъемлемую черту субъекта преступления, а отсюда как личностную предпосылку уголовной ответственности. Вменяемость является начальным звеном в цепи: вменяемость — вина — ответственность... вменяемость — предпосылка для установления вины человека, а следовательно, и его ответственности за содеянное. Это положение правильно, если рассматривать ответственность в узком смысле, негативно, как привлечение к ответу за совершенное преступление. При понимании же ответственности в более широком смысле ( в положительном и отрицательном аспектах ) соотношение указанных понятий может выглядеть по такой схеме: вменяемость — ответственность в позитивном аспекте, вменяемость — вина — ответственность в негативном аспекте. Это означает, что вменяемость одновременно является и общей предпосылкой уголовной ответственности, свойством субъекта в позитивной ответственности и критерием конкретной ответственности в негативном аспекте, свойство субъекта преступления, предпосылкой для признания его виновным.

Вменяемость может служить предпосылкой уголовной ответственности несовершеннолетних только в том случае, если ее рассматривать как свойство личности, приобретенное его на определенном возрастном этапе развития. Формироваться это свойство может только в связи с возрастом, в то время как лишиться его человек может по разным причинам и прежде всего в результате душевной болезни. Поэтому нельзя вменяемость считать антитезой невменяемости. Иными словами : содержание вменяемости главным образом социально-психологическое, оно является социолого-правовой категорией, а содержание невменяемости в основном медико-психиатрическое, оно является социально-биологической категорией и поэтому правовым понятием. Отсюда следует, что определение понятия вменяемости — "способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими" --- недостаточно полно раскрывает его содержание. Оно является общим и неконкретным, так как не отражает социально-психологического смысла вменяемости, ее особенности как свойства субъекта уголовной ответственности.

Поэтому вменяемость в социально-психологическом и уголовноправовом смысле отражает качественно новый уровень развития личности несовершеннолетнего, когда он в состоянии усвоить нормы, запреты и требования уголовного закона, и способен отдавать себе отчет в своих, противоречащих этим нормам и требованиям, действиях и руководить ими. 

 

 Вы всегда можете связаться со мной по e-mail   referats-spb@yandex.ru или перейдя на основной и ныне полноценно функционирующий сайт www.diplom-referat.su;   модифицировано :15 февраля 2011 года.

 

 

Hosted by uCoz